"Литовские железные дороги" отклонили заявки трех белорусских компаний на транзит продукции "Беларуськалия" через Литву, передает Sputnik Литва.

"Компания "Литовские железные дороги" (ЛЖД) отклонила просьбы трех не попавших под санкции белорусских компаний о перевозке удобрений "Беларуськалия". Об этом сообщила пресс-служба литовского предприятия", — говорится в сообщении.

После того как ЛЖД проинформировала "Беларуськалий" о решении правительства признать с 1 февраля недействительным заключенный между компаниями контракт, поступили заявки от трех белорусских компаний — "Белорусской калийной компании" (БКК), "Белинтертранса" и "Белкалий-Мигао" — на перевозку калийных удобрений. Все они основывались на разных аргументах.

Литовский перевозчик обратился в координационную комиссию по охране объектов, важных для обеспечения национальной безопасности. Позже был получен запрос от литовской компании LIT Salt Trade, пишет Прайм.

"Пока комиссия рассматривает представленные документы, ЛЖД приняла решение не предпринимать никаких действий по запросу БКК о заключении договора на перевозку удобрений. Ходатайства двух других заявителей были отклонены, поскольку они подали заявку на перевозку грузов по договорам, которые уже не были в силе или не имели договоров с ЛЖД. С учетом доводов, выдвинутых тремя компаниями, ЛЖД могла отказаться выполнять их требования или не предпринимать по ним никаких действий", — отмечает Sputnik.

ЛЖД также обратилась в комиссию по координации охраны объектов, важных для обеспечения нацбезопасности, в связи с запросом от LIT Salt Trade на перевозку соли производства "Беларуськалия" и калийных удобрений. Решение по данному запросу еще не принято. Во вторник "Литовские железные дороги" также получили новые заявки на перевозку удобрений "Беларуськалия", поданные компанией "Белинтертранс Балтик". По этим заявкам также будет сделан запрос в комиссию.

Правительство Литвы 12 января постановило аннулировать с 1 февраля договор о транзите белорусских удобрений в свете введенных 8 декабря США санкций против ОАО "Беларуськалий". Двадцать первого декабря координационная комиссия по обеспечению защиты объектов, имеющих значение для национальной безопасности Литвы, решила, что соглашение госкомпании "Летувос гележинкеляй" с ОАО "Беларуськалий" не отвечает интересам национальной безопасности. На основе этих выводов кабмин постановил расторгнуть договор. Он был подписан в 2018 году до 2023 года и предусматривал железнодорожный транзит через Литву и погрузку в Клайпедском порту 11 миллионов тонн белорусских удобрений в год.

В Литве разгорелся скандал после того, как США ввели санкции против "Беларуськалия", а "Литовские железные дороги" продолжили транзит белорусской продукции через территорию Литвы, за который уже получили предоплату. Главы МИД и минтранса подали заявления об отставке, однако премьер прошения не удовлетворила. В отставку ушел глава ЛЖД Мантас Бартушка.