О намерении «ЛУКОЙЛа» выйти на оптовый и розничный рынок нефтепродуктов Италии заявил в интервью газете Corriere della Sera генеральный директор Lukoil Italia Назим Сулейманов, пишет РБК daily. Он отметил, что целью «ЛУКОЙЛа» является достижение положения ведущего игрока на итальянском розничном рынке, подчеркнув, что считает «разумной» долю 5%.

Предполагается, что сбытовая сеть будет построена на базе созданного недавно подразделения Lukoil Italia. Вчера в «ЛУКОЙЛе» подтвердили интерес к итальянскому рынку, однако не стали конкретизировать намерения компании. Как пояснили в пресс-службе, эти планы напрямую связаны с приобретением «ЛУКОЙЛом» 49% доли участия в СП по управлению нефтеперерабатывающим комплексом ISAB (Приоло, Сицилия, Италия) у итальянской компании ERG. Общая сумма сделки, закрытой 1 декабря 2008 года, составила 1,8 млрд долл., включая стоимость товарных запасов нефти.

Доля российской компании в работе комплекса на Сицилии — это нефтепродукты, получаемые при переработке 8 млн т нефти в год. «Логистика здесь была отлично налажена и ранее, помимо завода комплекс включает морской терминал, так что мы можем поставлять их в любую страну мира. Но мы заинтересованы в реализации топлива в первую очередь через собственную розничную сеть, — отметил представитель пресс-службы «ЛУКОЙЛа». — При выходе на итальянский рынок потребности будут покрываться прежде всего за счет сицилийского комплекса».

Эксперты не выразили удивления по поводу решения «ЛУКОЙЛа» развивать собственную розничную сеть в Италии. «Компания давно ориентируется на европейский рынок», — отмечает Дмитрий Александров из ИК «Файненшл Бридж». По подсчетам аналитика «Солида» Дениса Борисова, для получения контроля над 5% розничного рынка ГСМ Италии «ЛУКОЙЛу» необходимо приобрести около 1 тыс. АЗС. «Исходя из нынешней средней цены работающего заправочного комплекса в 700—800 тыс. долл., расходы на создание собственной розничной сети могут составить до 1 млрд долл.». С ним согласен Дмитрий Александров, оценивающий инвестиции в сумму 650—780 млн долл. Первые 200—260 млн долл. «ЛУКОЙЛ» может потратить уже в этом году. Аналитики склонны предполагать, что компания пойдет по пути приобретения уже действующих АЗС в Италии. «Наиболее простой путь для «ЛУКОЙЛа» — скупка мелких сетей, находящихся сейчас на грани выживания. Второй вариант — франчайзинговые схемы», — полагает г-н Александров. Денис Борисов также сомневается, что «ЛУКОЙЛ» пойдет по пути строительства новых АЗС: «Проще будет брать в пользование уже действующие АЗС у таких крупных игроков на итальянском рынке, как Agip, Tamoil и Shell».

В зависимости от экономической ситуации и собственной активности для завоевания 5% итальянского рынка «ЛУКОЙЛу» потребуется от полутора до трех лет, считают эксперты. Если «ЛУКОЙЛ» будет равномерно распределять розничные точки по территории страны, у него не должно возникнуть проблем с антимонопольными структурами, полагает Дмитрий Александров. «Кластерная схема, предполагающая концентрацию в отдельных регионах, — более уязвима», — добавил аналитик.