Предполагается, что сбытовая сеть будет построена на базе созданного недавно подразделения Lukoil Italia. Вчера в «ЛУКОЙЛе» подтвердили интерес к итальянскому рынку, однако не стали конкретизировать намерения компании. Как пояснили в пресс-службе, эти планы напрямую связаны с приобретением «ЛУКОЙЛом» 49% доли участия в СП по управлению нефтеперерабатывающим комплексом ISAB (Приоло, Сицилия, Италия) у итальянской компании ERG. Общая сумма сделки, закрытой 1 декабря 2008 года, составила 1,8 млрд долл., включая стоимость товарных запасов нефти.
Доля российской компании в работе комплекса на Сицилии — это нефтепродукты, получаемые при переработке 8 млн т нефти в год. «Логистика здесь была отлично налажена и ранее, помимо завода комплекс включает морской терминал, так что мы можем поставлять их в любую страну мира. Но мы заинтересованы в реализации топлива в первую очередь через собственную розничную сеть, — отметил представитель пресс-службы «ЛУКОЙЛа». — При выходе на итальянский рынок потребности будут покрываться прежде всего за счет сицилийского комплекса».
Эксперты не выразили удивления по поводу решения «ЛУКОЙЛа» развивать собственную розничную сеть в Италии. «Компания давно ориентируется на европейский рынок», — отмечает Дмитрий Александров из ИК «Файненшл Бридж». По подсчетам аналитика «Солида» Дениса Борисова, для получения контроля над 5% розничного рынка ГСМ Италии «ЛУКОЙЛу» необходимо приобрести около 1 тыс. АЗС. «Исходя из нынешней средней цены работающего заправочного комплекса в 700—800 тыс. долл., расходы на создание собственной розничной сети могут составить до 1 млрд долл.». С ним согласен Дмитрий Александров, оценивающий инвестиции в сумму 650—780 млн долл. Первые 200—260 млн долл. «ЛУКОЙЛ» может потратить уже в этом году. Аналитики склонны предполагать, что компания пойдет по пути приобретения уже действующих АЗС в Италии. «Наиболее простой путь для «ЛУКОЙЛа» — скупка мелких сетей, находящихся сейчас на грани выживания. Второй вариант — франчайзинговые схемы», — полагает г-н Александров. Денис Борисов также сомневается, что «ЛУКОЙЛ» пойдет по пути строительства новых АЗС: «Проще будет брать в пользование уже действующие АЗС у таких крупных игроков на итальянском рынке, как Agip, Tamoil и Shell».
В зависимости от экономической ситуации и собственной активности для завоевания 5% итальянского рынка «ЛУКОЙЛу» потребуется от полутора до трех лет, считают эксперты. Если «ЛУКОЙЛ» будет равномерно распределять розничные точки по территории страны, у него не должно возникнуть проблем с антимонопольными структурами, полагает Дмитрий Александров. «Кластерная схема, предполагающая концентрацию в отдельных регионах, — более уязвима», — добавил аналитик.