Налоговые маневры в нефтяной отрасли вызвали затяжную конфронтацию компаний и Минэнерго с Минфином. Госдума готова рассмотреть законопроект о налоге на финансовый результат, который должен, по мнению Минэнерго, заменить НДПИ, уже в весеннюю сессию. Минфин, осенью задержавший аналогичный документ в правительстве, затягивает обсуждение и в Госдуме. Но полной победы министерству добиться не удается — премьер Дмитрий Медведев до сих пор не подписал отрицательный отзыв на проект. По мнению источников "Ъ", в итоге вопрос может быть вынесен на уровень президента.

Законопроект о замене НДПИ на нефть налогом на финансовый результат (НФР) как минимум на нескольких пилотных месторождениях может быть рассмотрен Госдумой уже весной, заявил глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров на слушаниях в пятницу. Документ внесен в конце 2014 года по инициативе думы Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) после того как Минэнерго и Минфин в течение трех месяцев не могли согласовать подходы к аналогичному правительственному акту. Минфин считает подход нефтяников и Минэнерго концептуально неверным. Но Минэнерго удалось добиться аппаратного преимущества, перенеся дискуссию из правительства в Госдуму и заручившись поддержкой крупнейшего нефтедобывающего региона.

Губернатор ХМАО Наталья Комарова в пятницу подчеркнула, что без скорейшего изменения налоговой системы к 2030 году добыча в регионе упадет с 249 млн до 196 млн тонн, а налоговые поступления — с 3,2 трлн до 2,5 трлн руб.

Минфин тем не менее пока довольно успешно затягивает обсуждение законопроекта. Андрей Макаров в пятницу попенял замминистра финансов Сергею Шаталову, что Белый дом так и не подготовил отзыв на документ, хотя по регламенту на это отводится месяц. Госдума же не может рассматривать изменение законодательства о федеральных налогах без отзыва правительства. По словам Андрея Макарова, "речь уже фактически идет о нарушении Конституции, поскольку это лишает субъект законодательной инициативы возможности воспользоваться своим правом".

Впрочем, и к замминистра энергетики Кириллу Молодцову, который, защищая документ, призвал "любой ценой предотвратить падение добычи нефти", Андрей Макаров обратился с просьбой "не играть только на одной стороне". Депутат напомнил, как в 2002 году, когда нефть стоила около $20 за баррель, Михаил Ходорковский с думской трибуны заявил, что, если нефть подорожает до $25 за баррель, крупнейшие нефтяники готовы отдавать в виде налогов до 90% выручки (сейчас при цене $60 за баррель — около 60%).

Минфин подготовил отрицательный отзыв правительства на проект, в основном по формальным признакам (отсутствие необходимых расчетов, возможность для нефтяников безвозмездно передавать нефть, хотя налог должен браться с прибыли от ее продажи, и др.). Сущностные возражения Минфина обнародовал в пятницу Сергей Шаталов. Он отметил, что речь идет о "поворотной точке, в какую сторону пойдет налогообложение отрасли", признал недостатки существующей "мозаичной" системы взимания НДПИ из-за большого числа льгот, но усомнился, что НФР будет свободен от тех же недостатков.

Чиновник подчеркнул, что среди 36 месторождений, которые нефтяники предложили для эксперимента с НФР, нет ни одного уже имеющего льготы: переход на новый налог для таких проектов невыгоден. В результате, сделал вывод Сергей Шаталов, НФР также не станет "универсальным" налогом, придется, как и в случае НДПИ, делать исключения, связанные с рисками злоупотреблений. Кроме того, записанный в документе uplift — возможность для нефтяников с повышающими коэффициентами списывать капзатраты — на практике означает, что на каждые 100 руб. расходов они получат 112 руб. возмещения из бюджета, то есть система будет поощрять неэффективные инвестиции. Наконец, Сергей Шаталов подчеркнул, что даже пилотные проекты приведут к сокращению доходов бюджета — как минимум на первом этапе, а в случае распространения НФР на всю отрасль речь может идти о потерях в несколько сотен миллиардов рублей в год. Цифры и расчеты, которые приводились в презентациях Минэнерго, ХМАО и нефтяников, чиновник обсуждать не стал.

Представители ЛУКОЙЛа и "Газпром нефти", напротив, уверяли, что пилоты даже в первые годы не дадут выпадения доходов бюджета, а в перспективе будут очень выгодны для казны. По мнению собеседников  в отрасли, на самом деле Минфин опасается, что результаты пилотов действительно окажутся очень хорошими и это даст весомые аргументы для смены всей системы налогообложения с непредсказуемыми последствиями.

На традиционных месторождениях в России уже наблюдается устойчивая тенденция к падению добычи, а при текущих ценах и режиме налогообложения ввод новых проектов затруднен, говорит глава практики налогового и юридического консультирования нефтегазового сектора KPMG Сергей Щелкалин. "Все ключевые показатели качества запасов — коэффициент извлечения нефти, обводненность и дебит скважин — ухудшаются, себестоимость добычи растет, и, если ничего не делать, мы увидим в ближайшие годы падение добычи и, соответственно, снижение налоговых поступлений",— отмечает он. По мнению эксперта, принимать решение об изменении системы налогообложения нужно быстро, ведь только пилотные проекты займут не менее трех лет. Для них следует отобрать месторождения, где можно достаточно точно оценить чистый эффект от внедрения НФР. "Есть достаточно предсказуемый уровень CAPEX, OPEX и добычи нефти, их контроль позволит установить успешность эксперимента",— считает эксперт. Но, по его словам, пока Минфин не готов предметно обсуждать с Минэнерго эти расчеты.

Основная аппаратная интрига теперь развернется вокруг вердикта правительства, поскольку у законопроекта по налогам с отрицательным отзывом Белого дома мало шансов пройти первое чтение. Премьер Дмитрий Медведев пока не подписал вариант Минфина и до конца марта должен провести совещание по НФР. Источники  в правительстве полагают, что Минфин будет бороться до последнего и вопрос может перейти к президентской комиссии по ТЭКу, заседание которой намечено на апрель.