Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев предложил перейти к принципу take or pay («бери или плати») в мировой торговле нефтью. Об этом он написал на своей странице в Facebook. Позже сообщение было удалено со страницы Медведева, а вместо него появилось другое, в котором говорится о возможном изменении принципов торговли нефтью в будущем «с учетом опыта» контрактов по принципу take or pay.
«То, что мы наблюдаем в отношении нефтяных фьючерсных контрактов, очень напоминает картельный сговор. С учетом нашего опыта в газовой сфере предлагаем продавать нефть по принципу take or pay. Готовы обсуждать этот вариант с нашими партнерами», — говорилось в первом сообщении Медведева.
Через полчаса после публикации указанный пост был отредактирован: из него исчезли два последних предложения о продаже нефти по принципу take or pay и о готовности к переговорам по данному вопросу с партнерами. Затем оригинальное сообщение было удалено, а вместо него появилось новое, в котором бывший премьер пишет, что ситуация с нефтяными фьючерсными контрактами требует самого внимательного анализа, так как подрывает восстановление мировой экономики.
«Вероятно, в будущем принципы торговли нефтью могут измениться, например с учетом опыта заключения долгосрочных энергетических контрактов, использующих принцип «бери или плати» (take or pay)», — написал Медведев.
В секретариате зампредседателя Совбеза заявили ТАСС, что «из-за проблем с коммуникацией и связью сначала была опубликована только часть комментария», и отметили, что в финальной версии «текст был скорректирован».
Согласно принципу take or pay, поставщик предоставляет покупателю товар до закрепленных в договоре максимальных объемов, а тот в свою очередь обязуется в любом случае оплатить определенную их часть вне зависимости от того, какое количество он на самом деле закупил в указанный период.
Таким образом, принцип «бери или плати» минимизирует риски поставщика на фоне тех вложений, которые ему нужно сделать, чтобы обеспечить поставки в максимальном объеме. В противном случае эти риски поставщик был бы вынужден учесть при ценообразовании, отмечает РБК.
Мировой спрос на нефть резко снизился после введения ограничений в рамках борьбы с пандемией коронавируса. Вечером 20 апреля стоимость ближайшего фьючерса на нефть марки WTI упала до $1, потом до нуля, а затем и вовсе впервые в истории стала отрицательной: продавцы начали доплачивать покупателям за поставку нефти.
По словам аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, обвал нефти WTI связан в том числе с тем, что страны — участницы сделки ОПЕК+ еще не сократили добычу. «Саудовская Аравия так и добывает больше 12 млн баррелей в сутки», — отметил Полищук. Он добавил, что саудиты также отправили большие объемы нефти в США, и это в комплексе привело к падению стоимости добываемой в Техасе нефти марки WTI.