В ответ на критику межправительственных соглашений по «Южному потоку», нарушающих Третий энергопакет ЕС, премьер Дмитрий Медведев, по сути, предложил его отменить. Он настаивает на снятии ограничений для вертикально интегрированных компаний, прежде всего для «Газпрома». Монополия не может рисковать проектом стоимостью 16 млрд евро.

Неделю назад еврокомиссар Гюнтер Эттингер предложил странам, участвующим в проекте «Южный поток» (планируемая мощность 63 млрд куб. м в год), пересмотреть заключенные с Россией соглашения таким образом, чтобы они соответствовали действующему в Европе Третьему энергопакету. В противном случае Еврокомиссия угрожала, что эти соглашения не будут реализованы.

Третий энергопакет предполагает, в частности, что один поставщик может использовать не более 50% трубопроводных мощностей, остальное должно выставляться на аукцион.

Но российских чиновников и менеджеров «Газпрома» не испугали требования Еврокомиссии. На запуске первого газоперекачивающего агрегата отправной компрессорной станции «Южного потока», который состоялся на прошлой неделе, гендиректор «Газпром инвеста» Михаил Левченков заявил, что «столь масштабный проект невозможно остановить каким-то решением».

Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев после окончания переговоров со своей словен­ской коллегой Аленкой Братушек (предполагается, что «Южный поток» пройдет в том числе по территории Словении) обрушился с критикой на Третий энергопакет. Любые документы как национального, так и европейского права «должны приносить пользу, а не проблемы».

«К сожалению, с Третьим энергопакетом ситуация выглядит иначе: он был направлен на благие цели, но в результате создается напряжение и внутри Евросоюза, и между отдельными государствами этого союза, и, естественно, между Россией и государствами ЕС», — отметил Медведев (цитата по Интерфаксу).

Премьер заявил, что Россия направила Евросоюзу предложения по корректировке этого документа. «Здесь существуют возможности различного порядка, для того чтобы и интересы Евросоюза, и соответствующие решения, которые принимались, были исполнены, и в то же время те проекты, которые мы продвигаем, также исполнялись», — сказал он. Российская сторона предлагает, чтобы были сняты ограничения для вертикально интегрированных компаний, прежде всего для «Газпрома», пояснила РБК daily пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова. Эта позиция уже не раз озвучивалась на переговорах, в том числе с Евросоюзом, напомнила она.

По словам Медведева, теперь «шарик на стороне Евросоюза», Россия ждет ответа на свою инициативу. Присутствовавшая на пресс-конференции словенский премьер сообщила, что, несмотря на важность «Южного потока», республика должна соблюдать законодательство Евросоюза. А представитель Еврокомиссии Марлен Хольцнер сказала, что запросы об исключениях в рамках Третьего энергопакета могут быть приняты и рассмотрены, но до сих пор они не поступали. Еврокомиссия приглашает Россию принять участие в обсуждениях со странами ЕС, чтобы привести все соглашения в соответствие с правовыми нормами, подчеркнула она.

Есть вероятность, что для «Южного потока» могут сделать исключение, потому что «Газпром» — значительный поставщик газа и некому будет заполнять объемы, считает старший аналитик ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев. Если Еврокомиссия будет настаивать на своем, то Европа рискует столкнуться с нехваткой газа, предупреждает он.

Предложения России фактически отменяют ключевые нормы Третьего энергопакета, на что ЕС вряд ли согласится, возражает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Евросоюз заинтересован в российском газе, но против контроля над трубопроводной системой. Очевидно, придется искать компромисс, считает он.