Меморандум о намерениях по проекту «Аммоний-2» подписан 29 февраля в Токио в присутствии Рустама Минниханова, причем сторону республики представляет не только привычный Ренат Ханбиков, но и ранее не замеченный в интересе к проекту гендиректор «Татнефти». Кроме того, делегация РТ работает по плану бизнес-миссии «Торгово-промышленный диалог: Россия — Япония», передает «БИЗНЕС Online».

В Японии подписана первая официальная бумага, дающая путевку в жизнь мегапроекту, о котором до этого не раз говорилось вслух: меморандум о строительстве «Аммония-2». В присутствии Рустама Минниханова свои подписи под документом поставили председатель совета директоров АО «Аммоний» Ренат Ханбиков, гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов, председатель совета директоров компании «Мицубиси Хэви Индастриз» Хидеаки Омия и вице-президент совета директоров компании «Соджиц Корпорейшн» Такаси Хара. Загадочным моментом в этой новости можно назвать участие в проекте нефтяников — в строительстве первого «Аммония» «Татнефть» никоим образом не участвовала, во всяком случае публично.

В целом же мечту о строительстве «Аммония-2» президент РТ продвигает последовательно и упорно: этот вопрос стал, в частности, одним из центральных и во время его предыдущего турне по Азии в октябре прошлого года, когда он с разницей в несколько дней посетил и Японию, и Китай, встретившись при этом сначала с инвесторами, а потом подрядчиками «Аммония». Далее Минниханов анонсировал проект во время визита президента России Владимира Путина в Набережные Челны. Правда, ожидаемых в таких случаях слов о поддержке со стороны федерального центра не прозвучало. Разве что Путин отдельно отдал должное главе республики, сказав, что это «именно он в свое время убедил всех, кто принимал решение тогда по поводу финансирования этого проекта, в том, что он будет, безусловно, реализован».

Затем о строительстве «Аммония-2» как о практически решенном деле заявил и глава АО «Аммоний» Ренат Ханбиков в ходе брифинга в кабмине РТ, отметив, что второй проект «пойдет» легче. А на прошлой неделе Минниханов приехал на «Аммоний», где внушительная японско-китайская делегация официально отметила открытие завода. 

Вчера Минниханов подчеркнул, что с «Мицубиси Хэви Индастриз» и «Соджиц Корпорейшн» Татарстан активно взаимодействует с 2007 года, когда появилось соглашение о начале первого проекта «Аммония». «Изначально многие не поверили в этот проект, считали его утопическим. Но благодаря нашей совместной работе мы смогли его реализовать. Я бы хотел поблагодарить вас за огромный вклад в это дело», — цитирует пресс-служба президента РТ обращение Минниханова к руководству японских компаний. Те в ответ назвали «Аммоний» одним из самых успешных проектов, реализованных японско-китайским консорциумом.

То, что эта поездка Минниханова, что называется, «не просто так», отметил председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. «Хороший проект получился — «Аммоний». Японские деньги, японские технологии. И этот визит — в продолжение, потому что новые технологии появляются, новые подходы, поэтому визит неслучаен. Сейчас работа идет, чтобы рядом «Аммоний-2» построить, и это одна из целей поездки», — рассказал он.

«ДАЖЕ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЯПОНИИ РАЗВИВАЮТСЯ»

Кроме того, в Токио открылась бизнес-миссия «Торгово-промышленный диалог: Россия — Япония», посвященная сотрудничеству двух стран. Миссия организована минпромторгом России, соответственно, делегацию от нашей страны, в которую вошел Минниханов, возглавил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. От Японии участие принимает министр экономики, торговли и промышленности Японии Хаяси Мотоо. В состав российской делегации от Татарстана (по предварительным спискам) вошли представители агентства инвестиционного развития РТ, «АК БАРС» Банка», АО «Аммоний», ассоциации предприятий и промышленников РТ, инвестиционно-венчурного фонда РТ, «Казаньоргсинтеза», ОЭЗ «Иннополис», ОЭЗ «Алабуга», ТАИФа, «Татнефти», ICL КПО ВС и др.

В пресс-службе ТАИФа оставили вопросы без комментариев. В ICL КПО ВС сообщили, что интересы компаниии в рамках работы российской делегации будет представлять президент Татарстана. Открестились от поездки в технопарке «Идея». В центре научно-технической информации подтвердили, что гендиректор по распоряжению кабмина включен в состав делегации, но подробности поездки пока неизвестны. В пресс-службе АИР РТ пообещали передать вопросы редакции главе агентства Талие Минуллиной. В инвестиционно-венчурном фонде и пресс-службе министерства здравоохранения РТ также пообещали рассмотреть вопросы. Однако на момент публикации ответов получено не было.

Помимо представителей РТ, в миссии принимает участие губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, президент «Деловой России» и председатель российско-японского делового совета Алексей Репик, президент компании «Российские железные дороги» Олег Белозеров, председатель правления Росэксимбанка Дмитрий Голованов, делегаты от госкорпорации «Ростех», холдингов «Станкопром», «Вертолеты России», «Росэлектроника», компании «Газпром нефть» и др. С японской стороны ожидается участие таких компаний, как Marubeni Corporation, FANUC, DMG Mori, Japan Bank for International Cooperation, Kawasaki Heavy Industries, Takeda и другие.

В программе форума — сессии, посвященные инновациям в обрабатывающей промышленности. В центре внимания участников также будет медицинская промышленность и модернизация инфраструктуры. Также в программе — посещение ряда японских предприятий. Глава минпромторга РФ в преддверии форума отметил, что с помощью визита в Японию он хочет «восстановить диалог между деловыми кругами двух стран». «Санкции вредны для обеих сторон. Даже если меняется обстановка, нельзя останавливать диалог о торговле и экономическом сотрудничестве. Даже в условиях санкций отношения России и Японии развиваются», — сказал Мантуров.

«Япония — одна из стран, которая впрямую к антироссийским санкциям не подключилась. И мне кажется, что развитие сотрудничества с рядом состоявшихся субъектов Российской Федерации — это одно из правильных направлений, — считает зампред комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. — Потому что на федеральном уровне вопрос санкций ставится достаточно жестко теми, кто ввел эти санкции. А в разрезе субъектов какие-то направления перспективны для России. Но я подчеркну — речь идет о состоявшихся, самодостаточных субъектах, не реципиентах [бюджета]».

«СЖИГАНИЕ ОТХОДОВ НАИБОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

В компании Д. Мантурова последовало посещение мусороперерабатывающего завода Mitsubishi Heavy Industries. Предприятие площадью 24 тыс. кв. м открылось в 1995 году, и сегодня оно способно «переварить» до 400 тонн твердых отходов в день. В Токио действуют еще 20 таких же центров по переработке мусора. По словам руководителя завода Нисикавы Тайитиро, Mitsubishi Heavy Industries занимается переработкой мусора в 23 районах Токио, где проживают до 9 млн. человек. В среднем каждое предприятие уничтожает до 100 тыс. т мусора в год. Как опытный хозяйственник Минниханов поинтересовался, как японцы используют тепло и пар, полученные путем сжигания ТБО, а также о мерах защиты от утечки вредных и ядовитых выбросов, говорится в сообщении пресс-службы президента РТ. Однако ответ представителей японского завода не приведен.

Глава минпромторга РФ Мантуров заметил, что сегодня в России ведется активная работа по организации подобных комплексов. Он добавил, что в России ежегодно формируется около 60 млн. т твердых отходов. «Ваш опыт интересен для нас, он бы пригодился в российских мегаполисах. Сегодня здесь присутствуют руководители Республики Татарстан, Ульяновской области и Хабаровского края. Они также заинтересованы в использовании ваших наработок у себя», — сказал Мантуров.

Он заметил, правда, что помимо технологий в России предстоит еще освоить практику изначального разделения мусора по категориям. А зная ментальность российского народа, еще вопрос, что будет сложнее: построить в стране шесть сотен заводов а-ля Mitsubishi Heavy Industries или заставить домохозяек держать у себя на кухне 5 - 6 ведер для разного вида мусора.

Минпромторг РФ намерен построить мусоросжигающий завод с использованием японских технологий. «Мы достаточно далеко продвинулись с японскими коллегами, поэтому считаем, что для нас сегодняшний день это [сжигание отходов] наиболее предпочтительная технология, которую было бы интересно внедрять в наших крупных мегаполисах», — сказал Мантуров. Подобная технология, по словам министра, позволит производить непосредственно переработку и получать электроэнергию (за счет энергии тепла), а также позволит развивать тяжелое машиностроение в рамках возведения этих площадок, сообщил ТАСС.

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ В КАЗАНИ ЖДЕТ «ЗЕЛЕНОГО ТАРИФА»

Напомним, что в Казани проект создания мусоросжигающего завода уже вовсю обсуждается. Ориентировочно через 5 лет его планирует построить компания «РТ-Инвест» в непосредственной близости от строящегося на Мамадышском тракте полигона ТБО «Восточный». Напомним, Казань стала участником пилотного проекта по строительству мусоросжигающего завода стоимостью 20 млрд. рублей. Если все пойдет так, как запланировали инвесторы и мэрия Казани, то к 2020 году на проблеме складирования мусора в столице можно будет забыть.

«Казань станет единственным городом, который сможет позволить себе обеспечить нулевое захоронение отходов к 2020 году», — пообещал мэру Казани Ильсуру Метшину гендиректор «РТ-Инвест» Алексей Шипелов во время очередного визита в столицу Татарстана. Казань получила право стать пилотной площадкой не случайно. Такая возможность появилась благодаря внедренной в 2006 году системе сбора отходов и их предварительной сортировки, созданной ООО «ПЖКХ» («Чистый город»).

Кстати, Шипелов намеревается строить в Казани завод именно по японско-швейцарской технологии Hitachi Zosen Inova. Аналогичный завод есть в Вене. На его крыше показательно сделан ресторан, в 70 метрах — детский сад, в 100 метрах — элитный жилой поселок. «Ты стоишь у дверей, заезжают мусоровозы — и нет запаха. 40 процентов стоимости этого завода — фильтры. Все, что оттуда выходит, — это ПГС, материал для дорожного строительства. Уровень захоронения отходов — ноль. Ноль! У нас будет та же технология японско-швейцарского производства Hitachi Zosen Inova», — рассказал тогда мэр Метшин, делясь впечатлениями от посещения завода.

Впрочем, мусоросжигающие проекты «РТ-Инвест» пока упираются в отсутствие в России так называемого «зеленого тарифа». В середине февраля НП «Совет рынка» выступил против схемы поддержки таких заводов через оптовый рынок электроэнергии. Ассоциация полагает, что потребители не должны платить за решение региональных проблем утилизации отходов. Однако вместе с тем НП «Совет рынка» согласился с сокращением программы строительства таких заводов, предложив все же сохранить ряд проектов, в том числе в Татарстане.

На 1 марта намечено проведение специальной сессии ассоциации индустриальных парков: «Локализация производства японских предприятий в России: новые тенденции и системы», в рамках которой пройдет подписание меморандума о сотрудничестве между ROTOBO и АИП (ассоциации индустриальных парков России). Также желающие смогут посетить завод Mitsubishi Electric в городе Нагоя — это один из крупнейших в Японии заводов по производству электроприводов и средств промышленной автоматизации с более чем 90-летней историей. В настоящее время на производственной площадке в 306 тыс. кв. м трудятся более 2,5 тыс. сотрудников.