автопром

Минпромторг прорабатывает вопрос продления программ господдержки спроса на автомобили, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. «Я понимаю примерно, сколько мы потратим, просто рано озвучивать, потому что мы пока не понимаем источник», – добавил он. Представитель Минфина переадресовал вопросы в Минпромторг, его представитель на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России росли в 2017–2018 гг. двузначными темпами, но пока не достигли результата рекордного 2012 года. По итогам четырех месяцев 2019 г. рынок вновь стал сокращаться – продажи снизились на 1%. Для поддержки спроса в 2019 г., как и в предыдущий год, чиновники запустили программы льготного автокредитования и автолизинга, а также программу субсидирования закупок газомоторной техники. На них в федеральном бюджете было заложено более 10 млрд руб. – вдвое меньше, чем годом ранее (без учета выплат по кредитам, выданным в предыдущие годы). Эти деньги закончились уже в мае. Программа поддержки спроса на газомоторную технику формально и не начиналась, так как до сих пор нет соответствующего постановления правительства. Поэтому все продажи машин идут в расчете на будущую компенсацию из бюджета.

На продолжение льготного автокредитования и автолизинга Минпромторг просит выделить около 10 млрд руб., рассказали федеральный чиновник и два человека, знакомых с чиновниками Минпромторга. Из них примерно 5–6 млрд руб. нужно на кредитование, 4–5 млрд руб. – лизинг, говорит один из них. Речь о 6 млрд и 4 млрд руб. соответственно, уточняет другой. Возможные источники финансирования – перераспределение средств бюджетных статей, резервный фонд правительства и поступления от уплаты утилизационного сбора на автомобили, рассуждают собеседники. Минпромторг пока не определился, сколько требуется для дальнейшей поддержки спроса на газомоторную технику, продолжает источник. Такие автомобили в России выпускают «Камаз», группа ГАЗ, «АвтоВАЗ» и др. По оценке представителя «Камаза», на программу в текущем году нужно еще около 3 млрд руб.

Принципиальное решение о возможности продления господдержки автопрома должен принять вице-премьер Дмитрий Козак, говорит один из источников. Представитель Козака на вопросы не ответил.

«Мы традиционно поддерживаем меры господдержки спроса на продающиеся на российском рыке автомобили», – говорит представитель Renault. По его данным, с 1 марта компания совместно с «РН банком» продали 4411 автомобилей по госпрограмме льготного автокредитования, что составило 13,6% от общих продаж марки.

«Мы считаем, что программы господдержки спроса в автопроме, безусловно, важны, – говорит представитель Nissan. – Однако продление программ на текущих условиях, по нашему мнению, уже не даст тот положительный эффект, как при их запуске». По мнению компании, нужно увеличить предельную стоимость машин до 1,5 млн руб. по сравнению с нынешними 1 млн руб. «В данном случае мы говорим не только о расширении возможностей выбора автомобилей для потребителя, но и о поддержке локального производства», – подчеркивает он.

Для рынка коммерческого транспорта «крайне важны программы поддержки спроса», в первую очередь газомоторная программа и лизинг, говорит сотрудник одного из автоконцернов. «Потребители коммерческого транспорта перестают вкладывать средства в развитие бизнеса из-за высокой степени неуверенности в экономических перспективах», – замечает он.

Если программы поддержки спроса не будут продлены, то это особенно сильно повлияет на продажи газомоторной техники, считает сотрудник другого автоконцерна. Субсидируемые государством скидки позволяют предлагать машины примерно по той же цене, что у автомобилей, работающих на традиционном топливе, поясняет он.

Было бы логично продлить поддержку – рынок сокращается и не понятно, как поведет себя в краткосрочной перспективе, считает аналитик «ВТБкапитала» Владимир Беспалов. В среднесрочной перспективе он ожидает снижения размеров господдержки при условии, если не произойдет резкого падения спроса.