Несмотря на положительную динамику продаж, 2011 год принес мировому калийному рынку изрядное разочарование. Первые три квартала прошли для калийщиков чрезвычайно успешно, хотя сначала индийские потребители затягивали переговорный процесс. Подкачали макроэкономические проблемы: на их фоне к концу года темпы роста рынка значительно замедлились.

В начале 2011 года канадская компания PotashCorp прогнозировала рост мирового рынка хлоркалия до 55—60 млн т по сравнению примерно с 53,3 млн т в 2010-м. Нижняя граница прогноза, говорилось в материалах компании, соответствует общему тренду рынка, а достичь верхней можно было за счет благоприятной конъюнктуры. Однако чуда не произошло: по оценке директора по продажам PotashCorp Стивена Даудла, продажи калия в 2011 году составили около 55 млн т, а планы по достижению 55—58-миллионной планки пришлось перенести на новый, 2012 год.

Как объяснил г-н Даудл в ходе телеконференции, давать более оптимистичные прогнозы мешает прежде всего сложная ситуация в Индии (девальвация рупии, неопределенность с субсидиями), тогда как на этот рынок калийщики традиционно возлагают большие надежды. Впрочем, рано или поздно, надеются в PotashCorp, обстановка на индийском рынке нормализуется на фоне существенной потребности в удобрениях, а остальные регионы (Китай, Бразилия, Юго-Восточная Азия) покажут результаты, сопоставимые с 2011 годом или выше.

При этом, как выразился президент PotashCorp Билл Дойл, нынешний год станет «зеркальным отражением» прошлого. В 2011 году спрос на калий был сильным с начала года и в течение первых трех кварталов, а к концу года сократился. Не считая поставок в Индию и Китай (где действовали долгосрочные контракты), в октябре—декабре 2011 года сократились закупки во всех регионах. В 2012 году, прогнозирует глава канадской компании, будет ровно наоборот: слабый первый квартал будет скомпенсирован дальнейшим уверенным ростом.

Российский «Уралкалий», хотя и сократил прогноз производства на 2012 год с 11,3—11,8 млн до 10,5—11 млн т, также смотрит на будущее с надеждой, сообщает РБК daily. По объемам потребления 2012 год, уверены в компании, будет не меньше, чем 2011-й. «В начале года традиционно спрос на рынке не очень большой, так как не везде еще начался посевной сезон и используются складские запасы. Со второго квартала мы ожидаем восстановления спроса», — прокомментировали представители «Уралкалия».

«Все равно 2011 год нужно считать успешным для калийщиков: объем рынка увеличился на 3,2%, цены росли, производство тоже», — считает аналитик «Ренессанс Капитала» Михаил Сафин. То, что динамика рынка оказалась не такой значительной, как ожидалось, эксперт объясняет слишком долгими переговорами с Индией в начале года и неблагоприятной макроэкономической ситуацией в четвертом квартале. «В конце года спад произошел в основном на спотовых рынках. В Бразилии потребители негативно отреагировали на рост цен, а в США цены даже сократились», — комментирует г-н Сафин. В данном случае потерять больше всего должны были североамериканские производители (PotashCorp и Mosaic) — они ориентируются на развитые рынки, которые максимально пострадали от волнений.

Тем временем инвесторы оценку рынка PotashCorp приняли позитивно: «Уралкалий» в пятницу подорожал в Лондоне на 1,7%, котировки PotashCorp и Mosaic на NYSE увеличились на 1,28 и 1,21% соответственно по состоянию на 21.00 мск пятницы.