ООО «ЦНТ Содружество» занимается изучением отечественного рынка ЛКМ и предлагает свой взгляд на перспективы и тенденции развития отечественного и зарубежных рынков лакокрасочной промышленности.
Некоторые аналитики предрекают российской лакокрасочной промышленности судьбу, сходную с судьбой этой отрасли в большинстве стран Восточной Европы, где промышленность не выдержала конкуренции с западными фирмами, заводы были куплены ведущими мировыми концернами.
Б.Б. Кудрявцев считает, что, если разобраться, этот сценарий не так уж плох, поскольку в ряде стран создана обстановка, привлекательная для инвестиций, и это позволило сохранить промышленность, квалифицированные кадры, рабочие места. А с использованием западных технологий достигнуто значительное повышение уровня производства. Однако, к сожалению, этот путь для нашей страны в обозримом будущем нереален. Это связано как с твёрдой линией противодействия со стороны большинства генеральных директоров предприятий, так и с общей государственной позицией.
Для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему, по мысли Б.Б. Кудрявцева, надо предпринять ряд шагов. Должна быть изменена общая ситуация на внутреннем рынке ЛКМ. Сегодня предприятия ориентированы на низкую покупательную способность беднейших слоёв населения. Постоянно растущий рынок высококачественной продукции занят западными фирмами. Поскольку большую часть производства лакокрасочных материалов (более 60%) составляют материалы для строительства и ремонта, предназначенные для продажи населению, целесообразно сконцентрировать усилия отечественных производителей именно на этом секторе рынка, согласовывая действия ведущих предприятий при обязательной организационной и технической поддержке государства.
Во-первых, необходимо введение обязательной сертификации лакокрасочной продукции на основании результатов испытаний, выполненных в специализированных испытательных центрах, аккредитованных Госстандартом. Сертификация должна быть жёстко регламентирована для всех без исключения предприятий, выпускающих продукцию строительного и бытового назначения, и одновременно финансово более доступна, чем в настоящее время.
Во-вторых, следует обратить особое внимание на действующие и вновь вводимые ТУ на ЛКМ, включение в них важнейших показателей качества на уровне передовых отечественных и зарубежных стандартов. Технические условия должны обязательно проходить регистрацию в технических комитетах при Госстандарте.
В-третьих, Госстандарт должен усилить инспекционный контроль над деятельностью предприятий, производящих лакокрасочную продукцию, в части соблюдения полного соответствия материалов требованиям нормативно-технической документации.
По оценке Б.Б. Кудрявцева, введение обязательной сертификации регистрации ТУ органами Госстандарта освободит рынок от некачественной лакокрасочной продукции минимум на 80–100 тыс тонн.
В ближайшие годы можно прогнозировать значительный рост (до 10% в год) производства ЛКМ промышленного назначения, доля которых в общем объёме выпуска составляет на данный момент примерно 35%. К этой группе материалов относятся материалы для окраски автомобилей, железнодорожного и пассажирского транспорта, бытовых приборов, продукции деревообработки, пищевой промышленности и др. По всем этим материалам и технологиям их нанесения (окраска рулонного металла, катафорез, плазменная резка) наша промышленность безнадёжно отстала, научный задел полностью отсутствует, научно-исследовательский потенциал разрушен за последние годы полностью.
Альтернатива для российских производителей: можно без боя сдать эту долю рынка зарубежным компаниям или за счёт собственных средств и активного поиска инвесторов покупать лицензии и ноу-хау у западных производителей.
При наличии проблем с собственными средствами или отечественными инвесторами остаётся только один вариант сохранения активности отечественной промышленности в этом секторе – продажа соответствующих пакетов акций, вплоть до контрольного, фирмам, достигшим максимальных преимуществ по перечисленным направлениям, и создание благоприятного климата при контакте с ними. Конечно, последнее направление требует и активной государственной поддержки по созданию соответствующих экономических условий для ввоза капитала.