ценыгаз

С 15 февраля в Европе начал действовать динамический потолок цен на газ.

Условием для включения этого механизма является превышение биржевыми котировками трубопроводного газа на хабе TTF (торговой площадке) котировок сжиженного природного газа (СПГ) на 35 евро и достижение первым отметки 180 евро за мегаватт-час (около 1900-2000 долларов за тысячу кубометров).

Сейчас цена газа на TTF около 49 евро за мегаватт-час.

Механизм действует для всех поставщиков газа в ЕС. Для России начало его работы мало чего меняет. Наша страна снизила экспорт газа в Европу более чем в пять раз (с 412 млн кубометров в сутки в 2021 году до 78 млн кубометров в сутки сейчас).

Теперь Россия перестала быть крупнейшим поставщиком газа в ЕС. По итогам этого года по объемам поставок, скорее всего, мы пропустим вперед Норвегию, Алжир и сжиженный природный газ (СПГ) из США. Европейский потолок цен на газ - теперь это больше их головная боль, пишет РГ.

По мнению экспертов, запуск механизма потолка вообще маловероятен. Устойчивый рост спотовых котировок (биржевых цен) трубопроводного газа на TTF, да еще и с премией в 20% к стоимости СПГ, - такое едва ли случится одновременно, считает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Сам механизм сложно воспринимать как рыночный. Возникают резонные сомнения в сохранении главенствующей роли хаба TTF в Европе.

Возможен переток сделок на другую площадку. Это подтверждается заявлениями о планах создания газовых хабов в той или иной стране. Назывались Турция, Греция, Германия, Италия и Польша.

Последнее такое заявление сделано в Италии. До конца года страна собирается отказаться от российского газа, но при этом планирует стать энергетическим хабом для Южной Европы. Экспорт газа в другие страны итальянцы хотят обеспечить за счет импорта СПГ, а также трубопроводных поставок из стран Северной Африки и Азербайджана. Об этом в интервью газете Il Messaggero заявил министр по делам предприятий и продукции "сделано в Италии" Адольфо Урсо.

Можно назвать это ответом на предложение России сделать газовый хаб в Турции, которое официальная Анкара активно поддержала и даже начала вести предварительные переговоры с другими потенциальными поставщиками голубого топлива - Азербайджаном, Туркменией и Ираном. На турецком хабе российскому газу отводилась если не главная роль, то не меньшая, чем для других экспортеров.

Общая проблема этих проектов - их директивность, они придумываются и делаются по указанию сверху. Но существующие в Европе газовые хабы, например, тот же TTF, возникли рыночным путем. Увеличивались объемы сделок, приходило больше покупателей, росли поставки, под них создавалась инфраструктура.

Италия в последние годы покупала в России около 18-24 млрд кубометров газа. В 2022 году импорт упал до около 8 млрд кубометров. Но здесь рано говорить об успешном замещении наших поставок. Потребление газа в Италии в 2022 году относительно 2021 года упало на 9,5%, а потребление электроэнергии - на 16%. Обеспечить свою экономику энергоресурсами, пусть со скрипом, но получилось. В случае с хабом речь идет о дополнительных объемах, которые получится продавать покупателям хотя бы из соседних стран.

Полностью отказаться от российского газа Италия пока не может, другими поставками получается закрыть только до 90% его потребления в стране.

По мнению руководителя практики управленческого консалтинга Группы "Деловой профиль" Олега Пахомова, положение Италии с газом несколько лучше других стран ЕС. Более двух лет работает "Трансадриатический" газопровод (TAP), который может обеспечить поставки до 9-10 млрд кубометров газа в год из Азербайджана. Транс-Средиземноморский газопровод позволяет нарастить объемы экспорта газа из Алжира до 33 млрд кубометров в год. Но полностью отказаться от российского газа страна пока не может, существующая инфраструктура позволяет за счет поставок из других стран покрыть до 90% потребности Италии в газе. Также Италия рассчитывает на поставки СПГ из Катара, Израиля и Египта, а возможно и из США. Вместе с СПГ Италия может импортировать до 65 млрд кубометров газа в год.

При этом потребляет Италия более 70 млрд кубометров газа в год. Как отмечает эксперт ИК "Ива Партнерс" Артем Клюкин, два новых терминала СПГ, которые планируется запустить к лету 2023 года, смогут регазифицировать еще порядка 20 млрд кубометров в год, после того, как выйдут на полную мощность. Для реэкспорта этого в любом случае мало. Строительство нового терминала СПГ занимает 3-4 года. Примерно такой же срок требуется для прокладки наземных газопроводов. А для морских нужно еще больше времени.

Через 3-4 года есть небольшая вероятность, что в Италии возникнет избыток газа (если не учитывать рост его потребления в стране), но его будет не так много, чтобы всерьез претендовать на роль большого газового хаба, устанавливающего цены на сырье пусть даже не для всей, а только для Южной Европы. Собственно, у Турции те же проблемы, но там возможности получить дополнительные объемы голубого топлива все же больше именно за счет российского газа.

Между тем

Польша также претендует на роль газового хаба, но уже в Восточной Европе. В 2022 году страна полностью прекратила импортировать российский газ, хотя еще в 2021 Россия оставалась одним из ключевых экспортеров газа в Польшу.

Варшава пытается переориентировать свой рынок на СПГ. Его импорт в 2022 году вырос на 73% и превысил миллион тонн по сравнению с 585 тысячами в 2021-м, по данным Центрального статистического управления Польши (GUS). Кроме того, запущен газопровод Baltic Pipe, ведущий из Норвегии в Польшу. Уже в ноябре он достиг полной загрузки мощностей (10 млрд м3 в год). Он сможет полноценно заместить поставки газа из России, которые за последние 5 лет не превышали 11 млрд м3 в год.

"Поскольку Baltic Pipe пользуется и Германия, возможен рост напряженности между двумя странами, - считает Константин Харченко, кандидат социологических наук, доцент Финансового университета при правительстве РФ. - Польша претендует на роль нового газового хаба для европейских потребителей, однако это не представляется возможным с учетом географического фактора, сжатых сроков и необходимости технических компетенций. Это было бы возможно при сохранении поставок российского газа".

В 2022 году были открыты газопроводы GIPL между Польшей и Литвой, а также Польша - Словакия. Их мощностей пока вполне хватит, чтобы удовлетворить запросы местных рынков. Газопроводы фактически дали возможность экспортировать газ как с юга (через хорватский терминал СПГ у острова Крк, далее через Венгрию и Словакию), так и с севера (газопровод Balticconnector соединяет Финляндию, арендовавшую плавучий терминал СПГ, и Эстонию, а Эстония соединена другими газопроводами с Латвией и Литвой). Но мощности их невысоки, а объемы, прокачиваемые по ним, слишком малы для полноценного хаба.

Несмотря на надежды Варшавы впоследствии стать новым газовым хабом в Восточной Европе, "инфраструктуры для его создания недостаточно", указывает газета Rzeczpospolita. Издание называет одной из проблем низкую ликвидность польского газового узла, что мешает созданию полноценного хаба. К достоинствам польского узла газета относит высокую конкуренцию и выгодное географическое положение.