По уровню здравоохранения Россия в минувшем году занимала 130-е место в мире, а среднестатистическое потребление лекарств на душу населения находилось на уровне 10-15 долларов в год. В Бельгии, к примеру, этот показатель составляет 124 доллара, во Франции - 156, США - 178, Японии - 245. Более 70% спроса удовлетворяется сегодня за счет импортных медикаментов, а отечественное производство реанимируется весьма медленно.

С нового года российскую фармацевтическую промышленность ждут очередные испытания. Будет введен НДС, а это значит, что подорожание лекарств произойдет неминуемо. Не за горами и более серьезные последствия, связанные с отсутствием механизма защиты отечественного производителя. Сокращение оборотных средств существенно затормозит развитие отрасли. Но и это еще не все. «Настоящие трудности нас ожидают в 2005 году, когда начнут отзывать лицензии у предприятий, не готовых к переходу к стандартам GMP», – в интервью корреспонденту rcc.ru сказал А. К. Ватолин, генеральный директор ОАО «БИОХИМИК». Вместе с тем господин Ватолин уверен, что «запасы еще есть, главное - распорядиться ими правильно».

rcc.ru: Какие проблемы волнуют сегодня российского производителя? Так ли уж страшен «новогодний подарок» - НДС?

А.К. Ватолин: Ситуация в отрасли действительно очень сложная и противоречивая. Естественно, при увеличении НДС и налога на прибыль и цена на продукцию должна возрасти, а мы не можем этого сделать, мы ограничены в ценообразовании. Другая проблема – переход в 2005 году на GMP. Попадаем в очень серьезное положение по вопросу внедрения новых стандартов, это становится просто нереальным, ведь модернизация производства требует денег. До этого на реконструкцию и техническое перевооружение мы использовали средства, которые оставались от налога на прибыль и от НДС. По ампулам, таблеткам, суппозиториям мы приближаемся к международным стандартам и переход на GMP хотя бы на этих участках должен будет пройти без особых проблем, если бы существующая ситуация сохранилась до 2005 года.

rcc.ru: Вы хотите сказать, что в 2005 году вам придется самоликвидироваться?

А.К. Ватолин: До 2005 года просто отберут лицензию по тем видам лекарственных средств, которые не пройдут, но мы еще будем выпускать субстанции, правда, объем производства по субстанциям снижен почти на 90% по сравнению с доперестроечным периодом.

rcc.ru: В чем основная причина резкого сокращения производства отечественных субстанций?

А.К. Ватолин: Себестоимость очень высокая. Субстанции, которые выпускает Китай, значительно дешевле. Ситуацию может исправить в какой-то степени введение таможенных пошлин.

rcc.ru: Не спровоцирует ли это очередной дефицит? Хватит ли собственных мощностей?

А.К. Ватолин: Мощностей у нас достаточно. Во всяком случае, было. Правда, неизвестно, в каком они состоянии сейчас, спустя столько лет. Что касается нашего предприятия, мощности по производству пенициллина, к примеру, остались и могут быть задействованы моментально.

rcc.ru: Возвращаясь к НДС, что же все-таки будет? Или вы надеетесь, что не введут?

А.К. Ватолин: Я думаю, что введут. Другой вопрос, какой процент: 10 или 5. Скорее всего, оставят 10%. Уже сейчас все склады в Москве и Подмосковье заполняются импортом. С января все наши препараты, предназначенные для клиник, подорожают как минимум процентов на 20-30.

rcc.ru: Не приведет ли это к сокращению объемов производства?

А.К. Ватолин: Январь, февраль, март будут очень трудными, потому что реализовываться будет один импорт, в связи с тем, что нет ясности в вопросе, как реализовать складские остатки. Понятно, что с января будем начислять НДС, а какая сумма будет начисляться к возмещению? 10% уходит напрямую в бюджет, следовательно, если не будут возмещаться дополнительные расходы, резко сократятся оборотные средства.

rcc.ru: В Думе обсуждается законопроект о введении НДС на импортные препараты, аналоги которых производятся в России. Может ли этот шаг помочь отечественным предприятиям?

А.К. Ватолин: Дума, скорее всего, не будет рассматривать этот законопроект.

rcc.ru: Между тем в Думе говорят, что за целый год ни от Минздрава, ни от самих производителей не поступило ни одного дельного предложения по совершенствованию системы налогообложения. Так ли это?

А.К. Ватолин: Это неправда. Скажу больше, было даже обращение президенту от Ассоциации производителей «Росмедпром». Проблема в том, что решили разработать единый для всех налоговый кодекс, но забыли предложить систему защиты производителя. Почему-то при ввозе конфет с Украины вводим пошлину, а если импортируем пеницилин или ампицилин, которых и у самих достаточно, пошлину не вводят. Если существует хотя бы 2-3 производителя, можно смело вводить пошлину и не бояться, что возникнет дефицит. Другое дело, есть продукты, которые у нас не производятся, типа инсулина. Здесь надо, конечно, предоставлять зеленую дорогу. Защита должна быть обязательно, а сегодня ее нет совершенно. А ведь это единственная отрасль, которая имела предельный уровень рентабельности 30% даже в то время, когда инфляция составляла сотни процентов.

rcc.ru: Разрабатываете ли вы «план выживания» на случай, если события будут развиваться по наихудшему сценарию? Просчитываете ли разные варианты?

А.К. Ватолин: Мы до сих пор не знаем, что же все-таки будет. Оперативный план такой: цена + НДС. К сожалению, нас к этому принуждают.

rcc.ru: Но если в цене не будет существенной разницы покупатели будут отдавать предпочтение импортным препаратам? Да еще и ВТО стучится в дверь.

А.К. Ватолин: Что касается ВТО, мы опять не совсем правильно все понимаем. Каждая страна лоббирует интересы своего производителя, существуют ограничения между самими участниками - квоты, цены, те же пошлины. Российский покупатель, возможно, и предпочтет импорт, но у нас несколько другая ситуация, мы в основном выпускаем больничный ассортимент. Аналоги церебролизина, клафорана, некоторых других препаратов, производимые на нашем предприятии, дешевле почти в 10 раз. Так что запасы еще есть, главное – распорядиться ими правильно.