Научно-исследовательский институт водородной энергетики открыли в Уральском федеральном университете (УрФУ) по программе "Приоритет-2030". Сотрудники будут создавать материалы и устройства для получения и хранения энергии в виде технологий нового поколения, что имеет особую актуальность в условиях глобального снижения запасов энергоресурсов, сообщили во вторник в пресс-службе вуза.

"Научно-исследовательский институт водородной энергетики (ИВЭ) открыли в Уральском федеральном университете. Он станет площадкой для реализации масштабного проекта "Материалы и технологии для водородной и ядерной энергетики". Новый исследовательский институт создан в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", - говорится в сообщении.

В пресс-службе вуза ТАСС уточнили, что создание новых экологически чистых способов получения, преобразования и хранения энергии становится все более актуальным в условиях глобального снижения запасов энергоресурсов. Одним из трендов мировой и российской энергетики является водородная энергетика. По данным вуза, в институте планируется создавать материалы и устройства для получения и хранения энергии в виде устройств нового поколения и назначения. Ученые будут в том числе синтезировать материалы для селективного извлечения редкоземельных элементов, разрабатывать способы и технологии формирования многослойных керамических структур. По этим направлениям в вузе есть наработки.

"Мы анонсировали создание института, так как сфера перехода на экологические источники энергии новая, и нам нужны новые специалисты. У нас есть исследовательские институты, обладающие высокими компетенциями и способные подготовить востребованных профессионалов в своем деле. Это начало большого научного направления, и мы являемся его основоположниками. Мы специализируемся на высокотемпературных твердооксидных топливных элементах. Их мембраны изготовлены из смеси оксидов и проводят не протоны, а кислород. Институт высокотемпературной электрохимии (ИВТЭ) УрО РАН с начала 1960-х годов был лидером области не только в Советском Союзе, но и в Европе", - сказал завкафедрой технологии электрохимических производств УрФУ, научный руководитель ИВТЭ УрО РАН Юрий Зайков.

По словам замдиректора по развитию Химико-технологического института УрФУ Павла Першина, в Институте водородной энергетики доля молодых ученых, возраст которых не превышает 35 лет, составляет более 80%. Планируется создание новых молодежных лабораторий, а также испытательного центра, где смогут проходить практику студенты и аспиранты. В 2023 году будет открыта образовательная программа магистратуры "Материалы и технологии водородной энергетики" с предоставлением бюджетных мест.

По данным вуза, ведется активная работа с партнерами, представители которых входят в ученый совет института. Один из основных партнеров ИВЭ - Институт высокотемпературной электрохимии УрО РАН. Партнерами выступают и другие институты Российской академии наук, а также НИИ НПО "Луч", НПО "Центротех", Чепецкий механический завод, НИЦ "Курчатовский институт", "Концерн Росэнергоатом", металлургические и химические предприятия.