О результатах деятельности промышленных предприятий принято судить по финансовым показателям. Оценки, как правило, выставляются в процентах, тоннах, долларах. Далеко не всегда мы помним о том, что и наносимый производством вред окружающей среде выражается в тех же единицах. В погоне за сомнительными ценностями мы часто забываем, что человеческая жизнь не возобновляется, природные ресурсы исчерпаемы, а экология – вещь хрупкая и уязвимая.

Отрадно, что постепенно приходит и понимание того, что человечество живет в едином взаимозависимом мире, а предназначением любого производства является обеспечение достойного человека качества жизни, не разрушающего при этом среду обитания других живых организмов.

«Наука для жизни» – так называется новая растущая индустрия, отвечающая биоцентрической философии инжиниринговой компании Lurgi Life Scince.

«Наука для жизни» охватывает все области жизни людей и животных. Она связывает заботу о здоровье, питании с действием фармацевтических препаратов, продуктов и добавок, а также химикатов для защиты растений и семян. Основываясь на этих принципах, мы предлагаем инновационные технологии и услуги в фармацевтике, химии, сельском хозяйстве», - говорит менеджер компании Lurgi Life Scince господин Volker Raushenbach, с которым корреспондент rcc.ru встретился на проходящей в «Экспоцентре» выставке «Здравоохранение-2001».

rcc.ru: Расскажите, пожалуйста, о структуре концерна Lurgi. Какое из основных направлений деятельности курирует, в частности, ваша компания – Lurgi Life Scince?

V. Raushenbach: Lurgi является ведущей группой компаний, работающих в области инжиниринга процессов и строительства заводов в рамках отделения mg engeneering группы mg technologies ag. Компании, входящие в группу Lurgi планируют, проектируют, поставляют и строят «под ключ» заводы или отдельные установки широкого спектра применения. Lurgi Life Scince - дочернее предприятие фирмы Lurgi AG.

В последнее время наша компания разрабатывает направление под общим названием «Наука для жизни», заключающееся в разработке технологий для улучшения качества жизни. Это не просто область деятельности, это целая философия. Вопрос заключается в том, как мы можем улучшить условия жизни людей, животных и растений. Ответы на эти вопросы приходят из самых разных отраслей промышленности, в процессе международного сотрудничества, создавая платформу для открытий. Lurgi, в свою очередь, разрабатывает и реализует технологии, с помощью которых эти открытия становятся реальностью; создает химическое и биотехнологическое оборудование и строит заводы любой мощности; располагает технологиями автоматизированной обработки твердых и жидких веществ.

Мы ищем деликатные решения проблем в союзе с природой. Биотехнология аккумулирует современные знания в области биологии, химии и физики. Цель наших заказчиков в фармацевтической отрасли – открывать, разрабатывать и производить активные вещества, которые могут быть получены с помощью биотехнологических процессов, а не химическим синтезом. Существенному улучшению качества жизни способствуют и продукты тонкой химии, но только если сырье отличного качества может быть переработано деликатным способом и по приемлемой стоимости. Именно эти задачи ставит перед собой наша фирма. По прогнозам аналитиков, в следующие пять лет мировой спрос на продукты, получаемые по технологиям «Наука для жизни», должен возрасти до 150 млн долларов США.

rcc.ru: С какими компаниями сотрудничает ваша компания в России? По какому принципу строится в целом это взаимодействие?

V. Raushenbach: Lurgi уже поставило на российские предприятия более 900 установок. Мы работаем в области переработки нефти и газа, нефтехимии, фармацевтики, тонкой химии, биотехнологии и возобновляемых ресурсов. У нас достаточно плодотворное сотрудничество с вашей страной, работаем со многими научно-исследовательскими институтами в Москве, Петербурге, Воронеже. Совместные проекты реализуются с институтами «Гипрокаучук», «ВНИПИ-Нефть», «Пластполимеры». Если российские институты обладают интересными технологическими разработками, мы готовы покупать их и проектировать оборудование под эти технологии.

rcc.ru: Не выгоднее ли продавать готовые технологии?

V. Raushenbach: Мы хотим поставлять технологии и инжиниринг, но готовы продавать оборудование под ваши технологии. Как показывает опыт, экономически оправданы самые разные формы сотрудничества. Приведу интересный пример: в Салавате мы строим установку по производству этилбензола по технологии института из Воронежа. Интеграционные процессы – это реальность, мы живем в едином мире. Единственный вопрос, который приходится решать постоянно, готов ли покупатель купить конкретную установку, как он ее будет оплачивать. И в этом плане мы готовы идти навстречу и обсуждать любые предложения.

rcc.ru: Каким образом осуществляется оплата проектов? Предусмотрены ли расчеты готовой продукцией?

V. Raushenbach: Мы ведем речь о больших проектах стоимостью в сотни миллионов марок и естественно эти проекты не могут оплачиваться наличными. Оплата производится поэтапно, первая сумма перечисляется на наш доверительный счет, поскольку должна существовать какая-то основа.

rcc.ru: На какой срок рассчитаны финансовые риски вашей компании? Готовы ли вы на долгосрочные инвестиции?

V. Raushenbach: Все зависит от кредитных способностей банков. К примеру, нужна кредитная линия на 100 млн марок. Мы идем в государственную внешнеторговую организацию по кредитам, она называется «Гермес», которая выдает для России в год кредиты на общую сумму в 1 млрд марок. Естественно, производится проверка проектов, под которые эти кредиты запрашиваются. Мы разрабатываем технико-экономическое описание проекта, график возврата инвестиций. Как правило, речь идет о 6-8 годах.

rcc.ru: Не кажется ли Вам, что это слишком большой срок для России? Известно, что наша страна довольно непредсказуема, политические и экономические кризисы здесь наступают нередко «без предупреждения», как было, в частности, в 1998 году.

V. Raushenbach: Нет, я с Вами не согласен. Всегда существуют способы оценки ситуации, мы всегда знаем, будет ли оплачиваться данный проект. Если бы России никогда не оплачивала подобные инвестиционные проекты, никто в мире не согласился бы с ней сотрудничать. Все страны в мире взаимозависимы: вам нужна Германия, нам нужна Россия. После августовского кризиса Россия очень изменилась, она многое поняла. У вас хороший президент, я думаю, что ему удастся достаточно медленно, но все же изменить деловой климат в стране. События 98-го можно сравнить с эффектом сауны, произошло своего рода очищение, банковская система тоже переходит на международные стандарты, так что я оптимистично смотрю на будущее и надеюсь, что подобного кризиса больше не будет.