Российскому рынку индустриальных ЛКМ пора выйти из нынешнего разобщенного и полутеневого состояния

Во вторник 26 июня в Москве в Отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялась международная конференция компании Creon Energy «Индустриальные ЛКМ 2012». Отрасль лакокрасочных материалов для промышленного использования является высокотехнологичной, инновативной и перспективной. Однако для ее развития необходимо решение существующих проблем, и компания Creon Energy готова предложить национальную площадку для всех игроков рынка, в рамках которой будет происходить консолидация интересов и объединение усилий производителей индустриальных красок. Это позволит отечественному рынку развиваться дальше, особенно, учитывая ситуацию, которая может возникнуть после вступления России в ВТО. Об этом в приветственном слове рассказал участникам мероприятия генеральный директор компании Creon Energy Санджар Тургунов.

 С обзорным докладом выступила руководитель направления лакокрасочных материалов информационного агентства «Хим-Курьер» Виктория Чернова. Доля лакокрасочной продукции для индустриального использования в общей структуре выпуска в 2011 году выросла до 24% с 19,5%. Рост рынка индустриальных ЛКМ в этом году замедлится и составит 10% по сравнению с прошлогодними 23%. Эта оценка основана на результатах первого квартала 2012 года: объем рынка индустриальных ЛКМ составил 61 тыс. т. по сравнению с 56 тыс. т годом ранее. Объемы импортной и отечественной продукции на рынке примерно одинаковы, однако направления их использования сильно отличаются. В частности, около 80% ЛКМ для окраски автомобилей импортируются, в то время как в мебельной промышленности в основном используются отечественные лакокрасочные материалы. Лидерами отечественного производства являются компании «Русские краски» и «Ярли», однако их доли в общем выпуске невелики и составляют 7% и 6%. Основными импортерами являются BASF (14% от объемов импорта) и Akzo Nobel (13%). Таким образом, ни одна компания не занимает больше десятой части всего рынка индустриальных ЛКМ.

 Приведенные статистические данные вызвали бурную дискуссию участников, в том числе представителей компаний Bayer, Huntsman и Perstorp. Производители индустриальных ЛКМ также удивились, почему статистика по отечественному рынку доступна только украинскому информационному агентству. Отрасль крайне нуждается в исчерпывающей статистике, которая бы учитывала весь отечественный рынок, в том числе производство на российских заводах зарубежных компаний. По мнению участников рынка, более 200 тыс. т. лакокрасочной продукции не учитывается статистикой, при этом трудно сказать, какова доля индустриальных ЛКМ в этом «сером» объеме. Совместные усилия отечественных производителей приведут к формированию объективных данных о рынке, собирать которые должен национальный игрок.

 По мнению г-жи Черновой, после вступления России в ВТО производство индустриальных ЛКМ снизится, что вызовет рост цен и затормозит рост рынка. Основной прирост потребления будет происходить за счет импортных материалов. Для российских производителей этот период может стать непростым, и наибольшие ресурсы для дальнейшего развития будут у компаний с лучшей технической базой. Главный редактор журнала «Лакокрасочные материалы и их применение» Ольга Андруцкая считает, что наибольший удар после вступления в ВТО примут на себя мелкие и средние отечественные производители индустриальных ЛКМ. Во многом ситуация будет зависеть от позиции государства. Если оно поддержит главные потребляющие отрасли, у компаний появятся хорошие шансы справиться с проблемами.

 Ведущий советник департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития РФ Антон Жаринов рассказал об изменении механизмов внешнеторгового регулирования рынка ЛКМ в условиях ВТО. Сейчас основным документом таможенно-тарифного регулирования является соглашение таможенного союза, а изменение тарифных уровней осуществляется Евразийской экономической комиссией. Однако в скором времени Россия вступит в ВТО, и ситуация изменится – обязательства страны, первой вступившей в ВТО, становятся обязательствами и для других стран Таможенного Союза. Протокол о вступлении был подписан в декабре 2011 года. Он подразумевает понижение уровней тарифов до конечного уровня согласно обязательствам в течение 3-7 лет. По химической группе продукции, в которую входят индустриальные краски и сырье для лакокрасочной промышленности, этот срок составляет 3-4 года. Как отметил докладчик, для отраслевых материалов и сырья таможенная ставка снизится в среднем на 1%. Г-н Жаринов призвал российских производителей активней отстаивать собственные интересы перед государственными структурами, требовать сохранения таможенных ставок на определенные категории продукции. В противном случае, как отметил докладчик, они рискуют покинуть рынок или быть поглощенными иностранными компаниями.

 Начальник лаборатории «Спектр-ЛК» Татьяна Спирина убеждена, что вступление в ВТО может привести к краху отечественной лакокрасочной промышленности. Ставки на некоторые виды сырья для ЛКМ сохранятся, однако ставки на готовую продукцию снизятся. В частности, государство заявило, что пошлина на диоксид титана, один из компонентов ЛКМ, останется на том же уровне, иначе страна понесет значительные фискальные потери от их снижения. Также из-за вступления страны в ВТО ГОСТы перестали быть обязательными для исполнения, что привело к резкому ухудшению качества ЛКМ. Сейчас обязательной сертификации лакокрасочной продукции фактически не существует. Директор бизнес-направления индустриальных красок компании «Русские краски» Григорий Абрамян считает, что вступление в ВТО никак не отразится на производителях декоративных ЛКМ, а производителей индустриальных красок он призвал активнее отстаивать собственные интересы.

 Генеральный директор ассоциации «Центрлак» Сергей Ермилов рассказал, что еще в 2002 году было проведено большое совещание на Загорском лакокрасочном заводе, посвященное перспективам лакокрасочной промышленности после вступления в ВТО. Было принято решение создать три комиссии, которые бы занимались подготовкой лакокрасочной промышленности к вступлению в ВТО, а также проблемами стандартизации. Однако добиться серьезных результатов не удалось. Достоверные данные о рынке отсутствуют, и г-н Ермилов считает, что необходимость в восстановлении системы сбора статистики крайне велика.

 Докладчик рассказал о проблемах стандартизации индустриальных ЛКМ и о способах борьбы с контрафактной продукцией. Сейчас предприятия выпускают продукцию по техническим условиям, а не ГОСТам, что позволяет компаниям использовать многочисленные рецептуры лакокрасочной продукции. К примеру, Эмаль ПФ115 производится по 67 техническим условиям, некоторые из которых представляют собой рецептуру выпуска суррогатов. Острым остается вопрос присутствия на рынке контрафактной продукции. По данным Роспотребнадзора в Московской области контрафактными можно считать до 40% отделочных и строительных материалов. В этом списке ЛКМ занимают второе место после сухих строительных смесей. В ноябре прошлого года члены ассоциации «Центрлак» встретились с представителями компании «Газпром», и они подтвердили, что даже для окраски магистральных трубопроводов порой используется контрафактная продукция. Более того, контрольное вскрытие труб показало, что в ряде мест трубы были не окрашены, а просто смазаны солидолом. Г-н Ермилов заявил, что стоимость лицензионной защиты одной упаковки лакокрасочной продукции составляет около 50 копеек, однако такая мера позволит компаниям избежать многомиллионных потерь. Докладчик отметил, что эту проблему поможет решить саморегулирование отрасли, которого пока нет.

 Инженер технолог центра лакокраски компании Volkswagen Group Rus Михаил Рыбалко рассказал про использование лакокрасочных материалов на заводе компании в Калуге. Завод был запущен в 2006 году и на нем ведется производство полного цикла, которое также подразумевает и окраску автомобилей четырех моделей концерна Volkswagen: Polo Sedan, Tiguan, Skoda Octavia и Skoda Fabia. Во время окраски кузова используется широкий спектр лакокрасочной продукции, которая включает грунты, эмали, лаки и собственно краски. Все используемые материалы являются органорастворимыми и требуют высокотемпературной сушки. Окраска производится при помощи специальных роботов, что позволяет достичь стабильной толщины слоя. Как отметил докладчик, в последние два года показатели толщины ЛКМ ни разу не нарушались. Годовой объем производства составляет 160 тыс. автомобилей, и на каждый автомобиль используется около 10 кг ЛКМ. На данный момент основными поставщиками лакокрасочных материалов для завода являются компании BASF и DuPont, но докладчик отметил, что любой производитель может предложить заводу собственную продукцию. Будет произведено ее полное тестирование и согласование в головном офисе концерна в Вольфсбурге, после чего начнется использование материала на заводе.

 Начальник отдела компании «ОКБ Сухого» Михаил Кондратьев рассказал о ЛКМ, используемых при производстве авиационной техники. Ежегодно компания производит несколько сотен самолетов гражданского, спортивного и военного назначения. В производстве авиатехники используются различные типы красок, однако многие из них обладают существенными недостатками. Акриловые краски плохо выдерживают воздействие масел, эпоксидные ЛКМ неустойчивы к жестким погодным условиям. Докладчик отметил, что отечественных полиуретановых красок, устраивающих «ОКБ Сухого» по качеству, не производится. Так, при разработке истребителя пятого поколения конструкторское бюро хотело использовать российские ЛКМ, однако отечественные компании не выпускают необходимые материалы. Несмотря на то, что военные требуют использования отечественных ЛКМ, компании приходится обращаться к зарубежным производителем лакокрасочной продукции. Важными требованиями авиационной промышленности к лакокрасочным покрытиям являются длительный срок службы, который составляет несколько тысяч летных часов, возможность всеклиматической эксплуатации, снижение радиолокационной заметности и защита от коррозии. Участники отметили, что стать поставщиком красок для авиапромышленности является непростой задачей. Все сертификаты выдает Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов, который требует большие суммы денег для проведения тестирования. Как отметил директор по продажам индустриальных покрытий компании Tikkurila Анатолий Михайлусь, «продраться через ВИАМ» могут лишь такие лидеры рынка, как BASF или Akzo Nobel, в то время как у других компаний таких возможностей нет. А учитывая тот факт, что количество производимых самолетов в России невелико, такой шаг может стать невыгодным для компаний. Участники рынка также недовольны тем, что «ОКБ Сухого» обращается за разработкой материала в ВИАМ, из-за чего возникает замкнутый круг, непреодолимый для большинства производителей индустриальных ЛКМ.

Технический специалист отдела «Материалы для ТЭК и индустрии полимеров» компании «3М Россия» Роман Васильев рассказал о применении функциональных наполнителей и фторированных поверхностно-активных веществ в лакокрасочной промышленности. Компания 3М выпускает керамические и стеклянные микросферы. Круглая форма позволяет достичь меньшей вязкости, лучшего распределения и нанесения при распылении на поверхность. Стеклянные микросферы могут быть использованы как замена диоксида титана, одного из наиболее используемых пигментов для производства ЛКМ. Согласно исследованиям компании, замена 10% диоксида титана в ЛКМ позволит производителю сэкономить около трех тысяч рублей на тонну лакокрасочного состава, при этом окончательный продукт будет обладать теми же свойствами. Однако, полная замена невозможна, так как микросферы дают матовую поверхность. Керамосферы используются при создании дорожной разметки, наливных полов и в ремонтных красках. Фторированные органические поверхностно-активные вешества используются для производства защитных покрытий и как добавки для придания покрытиям грязеустойчивости.

 Заведующая лабораторией компании «Макромер» Екатерина Антипова рассказала о полиакрилат-полиолах для индустриальных ЛКМ. Отечественный рынок двухкомпонентных систем является быстроразвивающимся, а сами системы постепенно замещают традиционные алкидные материалы. Преимуществами полакрилат-полиолов являются высокие показатели светостойкости, атмосферостойкости, химической стойкости, долговечности и эластичности. Однако сейчас только две российские компании являются изготовителями таких систем: «Макромер» и «Шурави». Научный консультант компании «Химэкс» Александр Еселев рассказал о новых перспективных трендах в развитии производства эпоксидных ЛКМ. В мире производится около 1,8 млн. т. эпоксидных лакокрасочных материалов. А к 2017 году, по мнению докладчика, производство вырастет до 2,5 млн. т. Рост будет происходить, главным образом, за счет развивающихся экономик Азиатско-Тихоокеанского региона, стран Латинской Америки и Восточной Европы. Однако отечественное производство эпоксидных ЛКМ находится в упадке. Если в 2008 году российское производство эпоксидных материалов составило 50-58 тыс. т., то сейчас компании не могут и близко подойти к данному показателю, а технологии находятся на уровне 1980-х годов. Более того, в стране прекращено производство эпихлоргидрина, одного из основных элементов эпоксидных материалов. Г-н Еселев убежден, что наиболее перспективными материалами являются эпоксидные ЛКМ, не содержащие летучих растворителей, и водно-дисперсионные ЛКМ.

 Директор департамента агрохимии и специальной химии Creon Energy Нина Пермякова убеждена, что для того, чтобы в индустрии начались радикальные изменения, ее участники должны перестать представлять собой раздробленное сообщество информационно и организационно закрытых компаний. Даже проблемы отрасли осознаются не всеми, а если и осознаются, то, как показывает практика, не решаются годами из-за пассивности. К примеру, никаких механизмов защиты отрасли за десять лет подготовки к вступлению в ВТО так и не появилось. Сохранить хоть какое-то место под солнцем после этого события смогут только те российские компании, которые активно стремятся к сотрудничеству и готовы формировать систему обязательной сертификации и отстаивать интересы перед чиновниками. С конференцией «Индустриальные ЛКМ» мы создали тематическую национальную площадку, которая позволит всем сознательным игрокам отрасли решить эти проблемы и взять ситуацию на рынке под контроль. Мы надеемся, что созданная нами деловая атмосфера мероприятия поможет скорейшему «выздоровлению» отрасли.