На фоне обвала рынка новых автомобилей продажи подержанных, наоборот, восстанавливаются. У населения не хватает денег, чтобы покупать новинки по обновленным ценам, полагают дилеры.
Подержанные не дорожают
В сентябре в России было продано 461,8 тыс. подержанных автомобилей — это на 8,7% меньше, чем в сентябре 2014 года, сообщил «Автостат». Это лучший месяц на вторичном рынке за год: продажи подержанных авто за девять месяцев этого года отстают от показателя за аналогичный период 2014 года на 20,3% (продано 3,6 млн машин). На рынке новых машин картина обратная: в сентябре продажи обвалились на 28,6% с 19,7% по итогам в августа.
Продажи подержанных автомобилей в сентябре продолжили восстановление после затяжного провала. В августе падение к аналогичному периоду прошлого года составляло 15,9% (435,5 тыс. штук), в июле — 18,7% (452,3 тыс.), в июне — 17,4% (400,5 тыс.).
В прошлом месяце рынок новых автомобилей снизился на 28,6% против 19,7% в августе (140,8 тыс. и 138,7 тыс. штук соответственно). «Сейчас на первичном рынке наблюдается смещение спроса в сторону понижения класса автомобиля, часть покупателей уходят на вторичный рынок», — отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
На структуру авторынка влияет несколько факторов, в том числе снижение накоплений и неуверенность в завтрашнем дне у населения, а также рост цен на новые автомобили, поясняет эксперт. По оценкам «Автостата», в этом году относительно прошлого стоимость новых автомобилей выросла в среднем на 24%. Поддержанные машины почти не подорожали. Более того, с марта по июль, после резкого скачка в начале года, цены на вторичном рынке снижалась на 2–3% в месяц.
По итогам сентября лидеры первой десятки рынка авто с пробегом, Lada и Toyota, показали самое большое падение — 13,5 и 13,7%. Меньше всех, на 1,5%, упал Ford. Нарастить продажи удалось только Kia — 3,7% (такая же динамика у марки и на рынке новых машин).
Лидер — «семерка»
В модельном рейтинге топ-25 «Автостата» по итогам сентября 2015 года половину (12 из 25) составляют модели Lada. Абсолютными лидерами по объему вторичного рынка в целом, как и в прошлом месяце, были три модели Lada (2107, 2114, 2110), среди иномарок — Ford Focus.
Среди моделей лидером стала Lada 2107, но и ее объемы в сентябре упали на 17,9% — ниже среднерыночного показателя. Четыре модели из числа тех, что вошли в топ-25, продемонстрировали в сентябре положительную динамику — Kia Rio (+21,5%), Hyundai Solaris (+15,8%), Ford Focus (+3,2%), Lada 2107 (+0,3%). Остальные ушли в минус, в диапазоне от 1,2% (Renault Logan) до 26,9% (Lada 2106).
Вторичный рынок, по оценке Удалова, в октябре—декабре зафиксирует текущие объемы продаж. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает, что продажи новых автомобилей до конца года будут расти с учетом сезонности, но в относительных цифрах первичный рынок продолжит показывать падение на уровне 30–37% в месяц. В целом по году аналитик ожидает спад на уровне 33%. Цены на новые и старые автомобили до конца года, скорее всего, не изменятся, считают Удалов и Беспалов. Но если рубль продолжит укрепляться, к концу года автопроизводители могут объявить дополнительные скидки на новые машины, добавляет Беспалов.
По мнению гендиректора ГК «АвтоГермес» Дмитрия Полунина, процесс смещения спроса от первичного авторынка ко вторичному продолжится и в 2016 году. «Мы придем к тому, что официальные дилеры, как, например, в Европе и США, будут продавать столько же подержанных машин, сколько новых», — отмечает Полунин. Сейчас на долю автомобилей с пробегом приходится не более 20–40% продаж дилеров, передает РБК.
Руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Бусаров отмечает, что дилеры сейчас активно развивают направление продаж подержанных машин, поэтому вторичный авторынок становится более цивилизованным. Это тоже поддерживает спрос на подержанные автомобили, добавил Бусаров.