Переработка нефти в Украине продолжает падать. В Министерстве энергетики и угольной промышленности сообщили, что по итогам 2013 года нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) снизили производство на четверть. К такому результату привели введение акцизного сбора на сырье и проблемы с сертификацией нефтепродуктов. Украинские НПЗ могут вновь нарастить объемы производства, но только если государство ограничит импорт нефтепродуктов, введя либо заградительные пошлины, либо льготы для них, считают эксперты.
В Министерстве энергетики и угольной промышленности сообщили, что в 2013 году переработка нефтяного сырья сократилась на 26,1%, до 3,4 млн т. Так, крупнейший в Украине Кременчугский НПЗ (ПАО "Укртатнафта") переработал 2,4 млн т, что на 20,8% ниже показателя 2012 года. Шебелинский газоперерабатывающий завод (ГПЗ) сократил переработку на 12%, до 584,3 тыс. т. Одесский НПЗ, возобновивший работу в сентябре 2013 года, успел переработать 345,6 тыс. т. Лисичанский, Надворнянский, Дрогобычский и Херсонский НПЗ в прошлом году не работали.
Переработка нефти в Украине снижается уже несколько лет подряд. В 2012 году НПЗ сократили объем переработки до 4,3 млн т, что на 50,8% меньше, чем в 2011 году. Большинство НПЗ остановили производство из-за отрицательной рентабельности. Это было связано с тем, что пошлина на экспорт нефти из стран Таможенного союза в 1,5 раза выше, чем на экспорт готовых нефтепродуктов. "Имея налоговое преимущество, российские и белорусские НПЗ вытеснили с украинского рынка продукцию местных производителей. Это привело к росту цен на рынке",— говорят в пресс-службе ОАО "Галичина".
В прошлом году к проблемам переработчиков добавились еще две, рассказал генеральный директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн. "Основной причиной, по которой Кременчугский НПЗ снизил переработку, стало введение акцизного сбора на импорт вакуумного газойля, использовавшегося предприятием как сырье",— отметил он.
Кроме того, традиционный экспорт украинских нефтепродуктов, производимых "Укртатнафтой", был затруднен ввиду падения потребления нефтепродуктов на европейском рынке. По оценкам Международного энергетического агентства, в 2013 году потребление нефтепродуктов в Европе стало минимальным с 1994 года, что связано с сокращением спроса на фоне кризиса в экономике стран ЕС. Отрицательно повлияло на работу заводов и снижение потребления мазута в Украине на 45%, вследствие теплой погоды и перехода теплоэлектростанций на уголь.
Эксперт консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко отмечает, что переработка на Шебелинском ГПЗ уменьшилась в связи с тем, что 1 июля закончился срок действия принятого в 2012 году постановления правительства. Данный документ продлевал на год стандарты на топливо "Евро-3", которому отвечают нефтепродукты ГПЗ, пишет
Ъ. Министерство экономического развития и торговли обнародовало приказ о продлении стандарта качества "Евро-3" для дизельного топлива только в августе. В результате два месяца Шебелинский ГПЗ работал с неполной загрузкой.
В этом году тенденцию снижения переработки нефти скорее всего удастся переломить, уверен Александр Сиренко. "Если Одесский НПЗ будет работать стабильно весь год, и запустится Лисичанский НПЗ, в 2014 году впервые за последнее десятилетие вырастут объемы переработки нефти",— считает эксперт.
Вице-президент по переработке и нефтехимии компании "Роснефть" Игорь Павлов ранее сообщил о планах по запуску Лисичанского НПЗ весной 2014 года в случае создания государством благоприятных условий для переработки нефти. Для того чтобы украинские НПЗ смогли вновь наращивать переработку, государство должно ввести либо пошлины на импорт нефтепродуктов, либо налоговые льготы, считает член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Пашинский.
По мнению руководителя координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Романа Опимаха, это возможно в случае внесения нефтепереработки в перечень приоритетных отраслей украинской экономики. Тогда, согласно нормам закона "О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики", НПЗ получат льготное налогообложение прибыли 0% до 2017 года, 8% — к 2022 году, а также освобождение от ввозной пошлины и другие льготы.