Крупнейший производитель отечественных шин - нефтедобывающий и нефтеперерабатывающий гигант ОАО «Татнефть» - выходит из кризиса с наименьшими потерями. На фоне глобального сокращения производства «Татнефть», по итогам 2009 года, не только нарастила рыночную долю во всех сегментах шин, но и вывела на рынок инновационную продукцию - ЦМК-шины под известным брендом КАМА. Сохранять устойчивость татарстанским шинникам помогает гибкая кооперация и мобильная слаженная работа всех нефтехимических предприятий, входящих в холдинг ОАО «Татнефть».

Hовый старый лидер

Как известно, российский рынок шин пережил в прошлом году рекордное падение производства во всех сегментах. Вместо традиционных 38–40 млн было выпущено около 28 млн шин, что привело к перераспределению рыночных позиций среди ведущих российских производителей. Нефтехимический холдинг «Татнефть» смог обратить сложившуюся нестабильную ситуацию в свою пользу. Рейтинг сравнительных продаж шин в 2008–2009 годах показывает, что в наиболее конкурентной нише легковых и легкогрузовых шин компания «Татнефть» увеличила долю реализации с 18% до 21% при сужении емкости рынка на 34%, или до 28 млн штук. А в наиболее пострадавшем сегменте грузовых шин (снижение продаж на 39%) шинные предприятия «Татнефти» заняли более трети рынка - 34%. Лишь в сегменте сельскохозяйственных шин положение шин КАМА осталось на том же уровне, а сам рынок «просел» на 24%.

На первый взгляд, этому трудно найти объяснение. Ведь на падающем рынке ни один из мировых и отечественных производителей не увеличивает абсолютное производство шин, а, наоборот, закрывает избыточные мощности в угоду спроса. Но тогда как большинство шинников последовало этому сценарию, «Татнефть» сохранила почти докризисные объемы производства. По итогам 2009 года, «Нижнекамскшиной», одним из предприятий холдинга, было выпущено 6 161 тыс. легковых шин. Объем производства легковых шин в 2008 году составил 7,4 млн. Исход «гонки преследования» кризисного авторалли 2009 года был предрешен: сегодня каждая третья легковая и каждая вторая грузовая шины выпускаются в России под брендом КАМА.

Это как раз тот самый случай, когда для того, чтобы оставаться на своем месте, приходится бежать изо всех сил. При неблагоприятном развитии ситуации в глобальной экономике амортизировать последствия нестабильной ситуации татарстанским шинникам помогает «Татнефть». Участвуя в производственной кооперации нефтехимического холдинга, шинные заводы сохраняют стабильность и постоянно совершенствуют технологии производства. А четкое разграничение обязанностей предприятий внутри холдинга, как убедительно доказал кризис, повышает управляемость компаний. Ведь в сложных экономических условиях ответственность Торгового дома «Кама», как генерального дистрибьютора шин марок КАМА и KAMA ЕURO, и «Татнефть-Нефтехимснаб», отвечающего за закупки сырья, управляющего производственными процессами в шинном комплексе, многократно возрастает.

«Когда объем закупок шин для первичной комплектации автозаводов резко упал, мы переориентировались на вторичный рынок, - рассказывает исполнительный директор ТД КАМА Ринат Биктимеров. - Здесь поменяли свою сбытовую политику: избавились от лишних промежуточных звеньев и вышли напрямую к конечному потребителю. В итоге средние цены на продукцию марки КАМА на несколько процентов стали отличаться от розничных цен конкурентов. Небольшая разница «отыгралась» большим преимуществом. Из всех шинных компаний России мы упали по показателям реализации шин меньше всех».

Умение продавать помогло не только удержать темпы производства, но и сохранить научно-технический потенциал, избежать сокращения трудовых коллективов. Таким образом, компания застраховала «от ущерба» главные «нематериальные» ценности - высокое качество и популярность марок КАМА и KAMA ЕURO среди потребителей. По признанию Рината Биктимерова, производимые в соответствии с жесткими требованиями качества шины не дали повода потребителям разочароваться. Более того, система контроля качества на предприятиях холдинга стала строже и жестче.

Иными словами, татарстанские шинники воспользовались кризисом по– хорошему - улучшили рыночные позиции, лишились «лишних» промежуточных звеньев в реализации и подняли качество. По результатам 2009 года, шинники Нижнекамска вышли на первое место по объемам производства в России, а ТД «Кама» был отмечен как наиболее динамично развивающийся российский экспортер.

«Татнефть» взяла тяжелый вес

Компания «Татнефть», прочно удерживающая «легковой рынок», взялась за выпуск принципиально новых шин для грузовой и грузопассажирской техники. По результатам исследований аналитиков, проведенных в 2009 году, и по прогнозам к концу 2010 года, спрос на грузовые шины оживился и к концу года вырастет на 18%, а объем реализации ТД «Кама» - на 13% (до 1,5 млн штук, или 26% рынка). Понимая, что во времена кризиса преимущество получают те, кто имеет лучший продукт, «Татнефть» построила новый завод по производству цельнометаллокордных шин проектной мощностью 1,2 млн штук по технологии Continental AG (Германия). ОАО «Татнефть» инвестировало в его строительство 16,8 млрд руб., тем самым продолжив традицию взаимовыгодного сотрудничества с западными шинными концернами. Если в начале 80-х годов основным партнером Нижнекамского шинного завода была известная итальянская компания, один из лидеров легкового сегмента шин, то компанию Continental AG по праву считают одной из лучших в производстве грузовых шин. За 2,5 года были построены все здания и сооружения комплекса, проведены инженерные коммуникации, а затем осуществлены монтаж и пусконаладка оборудования.

По словам директора «Нижнекамского завода шин ЦМК» Анвара Вахитова, это первое отечественное производство цельнометаллокордных шин, которое полностью соответствует мировым стандартам. Его продуктовая линейка включает в себя 20 моделей шин, наиболее востребованных в России и в Западной Европе, размерностью от 17,5 до 24 дюймов. На сегодняшний день технологами завода внедрено в производство 6 типоразмеров, предназначенных для грузовой и автобусной техники.

Оборудование, применяемое для производства шин новой конструкции, приобреталось по рекомендации немецких партнеров и полностью идентично заводам Continental AG в Европе. Это означает, что весь цикл производства шин запрограммирован электронной системой управления. Практически весь персонал завода прошел обучение на производствах Continental АG в Европе. В течение последующих 10 лет немецкая компания будет осуществлять научно-техническую поддержку производства, в том числе и разработку новых моделей шин.

«Закупка и омологация сырья, рецептура резиносмешения, внедрение передовых технологий - все проходит под контролем специалистов Сontinental АG, - подчеркивает Анвар Вахитов. - В сутки завод выпускает 800 шин. Несмотря на такой объем, каждая (!) из них проходит проверку качества через рентгенологический экран. Здесь контролеры легко могут обнаружить дефекты в каркасе брекера, и если они имеют неустранимый характер, то шину направляют в брак».

Не сомневаясь в соблюдении золотых стандартов, Continental AG 23 сентября 2010 года подписала с ОАО «Татнефть» договор о производстве шин с цельным металлическим кордом по системе off-take на мощностях завода в Нижнекамске. Согласно ему, «Нижнекамский завод шин ЦМК» выпустит 200 тыс. шин под маркой Continental, часть из которых пойдет на комплектацию тяжелых грузовиков Volvo, собираемых под Калугой.

Зеленые шины - тяжелым грузовикам

Отличительной особенностью шин КАМА нового поколения является то, что 80% состоят из натурального каучука. Что и неудивительно, ведь сама технология Continental AG построена на применении естественного каучука как наиболее приемлемого материла для шинного производства. При использовании металлокорда прежде всего увеличивается прочность каркаса. Конструкция становится более жесткой, поэтому шина выдерживает большие нагрузки, она более устойчива на дороге и менее энергоемкая за счет уменьшения сопротивления качению. Может показаться, что металлический каркас должен быть тяжелее текстильного, но это не так - текстильный корд менее прочен, поэтому количество его слоев может достигать пяти, металлический же каркас содержит всего один кордный слой. Кроме того, конструкция таких шин позволяет экономить на топливе.

«При эксплуатации шин-ЦМК за счет меньшего сопротивления качению расходуется меньше горючего, что ведет к снижению количества выхлопных газов, - говорит заместитель директора и главный технолог «Нижнекамского завода шин ЦМК» Вольфганг Хольцбах. - Высокая ходимость обеспечивает экономию ресурсов и уменьшение отходов (отработавших свой срок покрышек). И нельзя забывать про экономичность: хотя ЦМК-шины и дороже, чем классические комбинированные, они с лихвой окупают свою стоимость». Иначе говоря, цельнометаллокордные шины позволяют не только экономить расходы потребителя при эксплуатации техники, но и решают экологические проблемы.

Три жизни вместо одной

Значительную экономию на горючем и замене изношенных шин потребители могут получить при восстановлении ЦМК-шин. По словам директора завода Анвара Вахитова, ресурс протектора по технологии Continental AG - 500 тыс. км. Для продления срока ходимости шины «Татнефть» намерена построить завод по замене протекторов.

«Нижнекамская цельнометаллокордная шина - продукт, в котором воплощены современные инновационные технологии, поэтому она нуждается в качественном сервисном сопровождении, - рассказывает Ринат Биктимеров. - Сейчас услуги по восстановлению протектора есть на рынке, но такие «спецы» работают нелегально. Поэтому мы собираемся открыть в Нижнекамске полноценный завод, куда будут поступать отработанные покрышки со всей страны». По словам Рината Биктимерова, стоимость услуги по восстановлению будет доступной для потребителей. По оценкам специалистов, из-за дорожных условий ежегодно ею будет пользоваться каждый пятый владелец грузовика.

Начато и идет полным ходом создание сети сервисных центров по всей России, где будет производиться послепродажное обслуживание грузовых шин КАМА с цельным металлокордом. В связи с этим «Татнефть» планирует построить в России 150 сервисных центров для обслуживания и восстановления ЦМК-шин, с тем чтобы их можно было получить по системе just in time в любое время и в любой точке страны.

На перспективу

По прогнозу аналитиков, в этом году нефтехимичекий холдинг «Татнефть» продолжит увеличивать свое присутствие в основных сегментах рынка. Способствовать этому будет выход ТД «Кама» на мировые экспортные рынки и сотрудничество с западными автопроизводителями. Торговый дом «Кама» - эксклюзивный дистрибьютор шин марок КАМА и КАМА-EURO, входящий в группу компаний «Татнефть», стал первым официальным российским поставщиком шин для Volkswagen.

Для татарстанских шинников это событие означает признание высокого качества производства «Нижнекамскшины» и профессионализма менеджмента ТД «Кама». Ведь среди российских производителей «Нижнекамскшина» стала единственным предприятием, сумевшим добиться права на первичную комплектацию немецких автомобилей. «Представители Volkswagen не только протестировали качество шин, но и внимательно изучили организацию производства на предприятии. Лишь после этого они доверили нам право стать поставщиками шин», - объясняет Ринат Биктимеров.

По его словам, в следующем году компания рассчитывает на шестикратное увеличение поставок, намереваясь обеспечивать шинами КАМА EURO также Volkswagen Tiguan, Skoda Fabia и Skoda Octavia. Нижнекамские шины получили высокую оценку качества у других производителей. Одобрены поставки легковых и легкогрузовых шин на Fiat, активно продвигается сотрудничество с индийским концерном Tata Motors.

Сегодня география поставок охватывает весь мир, сообщают colesa.ru. «Наша шина, как марочный коньяк, имеет множество сертификатов на соответствие стандартам самых разных стран мира», - улыбаются менеджеры Торгового дома «Кама». Сформированная на протяжении многих лет и бережно сохраненная в самые тяжелые годы научно-техническая база позволяет нижнекамскому холдингу максимально быстро разрабатывать и производить новые модели шин, а технологическая составляющая - обеспечить высокое качество продукции.

Компания «Креон» приглашает Вас принять участие в V Юбилейной Международной Конференции «Каучуки, Шины и РТИ 2010», которая состоится 30 ноября 2010 г. в отеле «Балчуг Кемпински Москва». Получить более подробную информацию о мероприятии Вы можете, связавшись по телефону +7 (495) 797-49-07 или по e-mail: org@creon-online.ru.