28 октября в отеле «Marriott Grand Hotel» прошло очередное заседание rcc.ru бизнес-клуба на тему «Перераспределение активов в российской химической индустрии, образование холдинговых структур: риски и перспективы». Заседание вели коммерческий директор компании CentreInvest Group Петр Феоктистов и директор rcc.ru Екатерина Краева.


Время собирать

Мировой опыт показывает, что холдинги создаются, прежде всего, в странах и отраслях промышленности, обладающих наибольшей инвестиционной привлекательностью. Развитие рыночной экономики, разгосударствление собственности, наличие сравнительно дешевой рабочей силы и сырья сделали Россию интересной для инвесторов. Появилась возможность получать прибыль от вложенных средств. В последние годы приток капитала в Россию превышает отток. В первом полугодии сумма вложенных инвестиций составила 12,5 млрд долларов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель увеличился на 51%.

Одной из основных проблем российских предприятий остается обновление основных фондов, изношенность которых составляет до 90%. Инвестиции необходимы. Однако чтобы привлечь инвесторов, идущих в отрасль, компании необходимо быть большой и эффективной: все предпочитают иметь дело с солидными игроками рынка, способными влиять на его развитие. Консолидация бизнес-активов — один из инструментов повышения стоимости компании и достижения эффективности ее деятельности.

Практически во всех подотраслях химической промышленности уже сформировались холдинги. В нефтехимии — «Лукойл-Нефтехим» и «Сибур-Нефтехим», в агрохимии — «Фосагро», «Еврохим» и АХК «Азот». Компании могут судить о преимуществах такого устройства на собственном опыте.

Андрей Соколов, начальник управления системного анализа ОАО «Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам им. проф. Я.В.Самойлова» («Фосагро») считает, что создание холдинговых структур позволяет оптимизировать использование финансовых ресурсов, закупки сырья, сбытовые и транспортные потоки. «С того момента, как мы объединились в холдинг, постоянно идет модернизация, вкладываются средства. На сегодняшний день можно сказать, что старения производственных фондов не происходит. Мы можем концентрировать средства с нескольких предприятий и в определенный момент направлять их на одно.

В качестве конкретного примера могу назвать выполнение инвестиционной программы на череповецком ООО «Аммофос», которая началась в прошлом году. Суммарный объем инвестиций составил более 100 млн рублей.

Вадим Гуринов, генеральный директор ООО «Сибур — Русские шины»:

«За последние полгода за счет объединения в холдинг удалось повысить отпускные цены более чем на 20%. Ранее предприятия проводили несогласованную политику. Все четыре завода конкурировали по различным типоразмерам. Некоторые позиции продавались просто в убыток. Борьбу вели за поставки на нужды минобороны, на первичную комплектацию автозаводов. Заказчики имели возможность вступать в переговоры с разными игроками, давить на них и получать цену явно ниже себестоимости продукции.

В результате объединения и проведения единой ценовой политики удалось согласовано поднять цену на более высокий уровень, хотя до сих пор рентабельность многих шинных предприятий остается на низком уровне.

В ходе реструктуризации была создана дирекция шин и резино-технических изделий. Удалось избежать импровизации брендов, конкуренции между заводами, которая была на предыдущих этапах. В результате сейчас компания контролирует более 50% рынка шин, по сельхозшинам — 65%, а по некоторым позициям — более 80%».

Сергей Комаров, директор по развитию компании «Лукойл-Нефтехим»:

«Я вижу только один «минус» холдингов: с расширением структуры компании у топ-менеджмента прибавляется работы. Все остальное — только плюсы. Мы ощутили это на примере завода «Ставролен». Была парадоксальная ситуация: при производстве этилена, который является основой нашего производственного процесса, неизбежно образуется пропилен. И если нет полипропиленовой установки, он просто сжигается. Рынка полипропилена в нашей стране как такового не было. Единственный завод, потреблявший в то время этот ценный нефтехимический продукт, «Саратоворгсинтез», принадлежал «Менатепу» и находился в состоянии банкротства. Мы купили предприятие-банкрот, обеспечили его пропиленом. У нас появился рынок сбыта, а у саратовского завода — источник жизненных сил. Через полгода он стал приносить прибыль.

Что касается инвестиций. В свое время наша трехсоттысячная этиленовая установка в Буденновске была крупнейшей в Европе. Сейчас меньше 500 тыс. заводы просто не строят. Мы понимаем, что в ближайшем обозримом будущем нам придется строить пятисоттысячную этиленовую установку, а следовательно, вкладывать полмиллиарда долларов, и мы смотрим на это совершенно трезво и спокойно, потому что имеем холдинговую структуру с постоянной прирастающей и существующей высокой капитализацией. Вроде бы ни одному банку не под силу в нашей стране реализовать такой проект, но в Европе у нас достаточно контактов, и мы знаем те банки, которые с удовольствием пойдут на проект в 500 млн долларов. Это также одно из преимуществ холдинга.

Я уверен, что если правильно построить холдинг управленчески, финансово, технологически, то он просто обречен на успех».

Образование холдинговых структур дает дополнительные инвестиционные возможности, помогает реконструировать старые производства и расширять новые. Но само по себе образование холдингов тоже может приносить прибыль.

Борис Сокол, генеральный директор ОАО «Щекиноазот»:

«Слияние и создание холдингов — это хороший бизнес, когда за достаточно небольшие деньги, исходя из сложившейся на сегодняшний день обстановки, можно создать крупную компанию, которая в стоимости гораздо выше тех активов, которые были приобретены».

Риски

Преимущества холдингового устройства очевидны, но есть и недостатки. Представители холдингов считают их незначительными, но не отрицают их существования.

Заводы, вошедшие в холдинги, теряют определенную самостоятельность, а отрицательные стороны централизованной власти тоже известны. В последние годы многие компании, тем более холдинговые, открыли офисы представительств или управляющих компаний в Москве. Считается, что это позволяет оперативно решать многие управленческие вопросы, в том числе взаимодействия между поставщиками и клиентами на уровне руководства компаний. Но взгляд из Москвы всегда грешит оторванностью от местных проблем, да и избежать бюрократических проволочек при согласовании всех решений с управляющей компанией почти не возможно.

Компания Zulzer (компания-производитель оборудования) работает и с холдингами, и с отдельными предприятиями. По мнению Даниила Ефремова, инженера химика-технолога Zulzer, хотя между устройством компании и процессом принятия решений по покупке или ремонту оборудования прямой зависимости не наблюдается, объективно переговоры с холдингами дольше и требуют больших согласований - с предприятием и управляющей компанией.

«На мой взгляд, у владельцев монопредприятия значительно меньше расхождений в интересах, чем у владельцев холдингов, — считает Борис Сокол. — Управлять пятью заводами, десятью или сорока — достаточно сложно. Вы вынуждены обращаться к поддержке менеджеров. Чем больше менеджеров, чем больше отдаленность владельца предприятия от принятия конкретных, в том числе и инженерных решений, тем эффективность меньше. Так или иначе, информация искажается. Происходит отрыв от происходящего на производственной площадке».

Перспективы

О развитии холдингов и отдельных предприятий можно услышать диаметрально противоположные мнения.

«У предприятий, не входящих в холдинг, нет шансов выжить, — считает Сергей Комаров. — Не потому что они плохие, а потому что дефицитных продуктов на химическом рынке практически нет, чтобы за какой-то платили любые деньги, а вкладывать миллионы долларов, необходимых на реконструкцию отдельно стоящих предприятий, просто нет экономической целесообразности. Дешевле купить недостающий продукт на рынке».

«Мое личное мнение, — возражает Борис Сокол, — что развивать сегодня эффективнее те предприятия, которые находятся «под рукой», в деятельности которых ты сам принимаешь непосредственное участие. Заниматься капитализацией предприятия и заниматься химией, на мой взгляд, — два разных бизнеса. Если говорить о развитии химического бизнеса, предлагаю посмотреть на куйбышевский «Азот». Он является самостоятельным предприятием, не в ходящим ни в какие холдинги. Но сделал самые большие и серьезные шаги в модернизации собственного производства — и наиболее подготовлен к рыночным условиям. Подобных примеров в холдингах я не наблюдаю. Зато там часто меняются президенты и менеджеры».

Так или иначе, основное формирование холдинговых структур в плане аккумулирования новых активов уже завершилось. Говоря о сегодняшнем моменте, и агрохимики, и нефтехимики признаются, что они не намерены делать в дальнейшем крупных приобретений, хотя не исключают присоединения некоторых предприятий.

«Формирование холдинга «Лукойл-Нефтехим» действительно завершено, — говорит Сергей Комаров. — Сегодня наше основное направление — олефины и полиолефины. Существуют несколько заводов в нашей стране, которые мы хотели бы видеть внутри нашего холдинга. У «Лукойла» большая газовая программа. Наша задача - чтобы меньше газа попадало в печь и больше в переработку. Поэтому мы планируем построить несколько новых газоперерабатывающих заводов и будем покупать некоторые из оставшихся предприятий».

Холдинги уже реорганизовали свою структуру, установили правила игры, в основном поделили конкурентные ниши и начинают договариваться между собой. Поскольку строительство предприятий - дело затратное, в ближайшие три года основная задача холдингов — разобраться с существующими активами и отладить работу. Кроме того, необходимо подготовится к вступлению в ВТО, которое многие признают неизбежным. После вступления в ВТО холдинги, имея больше влияния на ситуацию на рынке, окажутся в более защищенном положении.

По мнению президента Российского союза химиков Виктора Иванова, в ближайшие пять лет до 50% отдельно стоящих предприятий расформируются, перепрофилируются, словом, перестанут существовать в нынешнем своем статусе.

Так ли это будет, покажет время. Каждая компания будет решать, как поступать ей, руководствуясь целесообразностью. По мнению Дмитрия Котенко, генерального директора ООО «Химическая группа “Нитол”», «если консолидация дает преимущества по перераспределению, например, производственных мощностей, следует, конечно же, выбрать этот путь. Так мы выигрываем три-четыре года на модернизацию производства. Это важно, потому что если через три года останется прежний уровень производства, то компания в целом будет неэффективной. Все определяет экономический эффект».

По окончании дискуссии гости смогли продолжить общение и обсуждение заявленной темы во время ужина, а также принять участие в лотерее, которую проводили спонсоры мероприятия – Французский винный клуб и российский оператор экспресс-доставки компания «ЕМС Гарантпост».