Адвокаты Еврокомиссии настаивают, что Nord Stream 2 AG не имеет юридического права опротестовывать в суде базовые нормы ЕС по энергетике

Оператор "Северного потока - 2" (Nord Stream 2 AG) имеет право оспаривать в судах ЕС дополненную Газовую директиву ЕС, которая была принята в ускоренном порядке в 2019 году. Об этом говорится в опубликованном в среду юридическом мнении генерального адвоката Европейского суда юстиции Михала Бобека. Такие мнения не имеют силы судебного решения, но последующие вердикты высшего судебного органа ЕС практически всегда соответствуют им.

"Nord Stream 2 AG может оспаривать в судах ЕС законодательные нормы, которые расширили сферу применения Газовой директивы ЕС на газопроводы, связывающие Евросоюз с третьими странами", - говорится в документе.

Потому что директива

Адвокаты Еврокомиссии настаивают, что оператор "Северного потока - 2" не имеет юридического права опротестовывать в суде базовые нормы ЕС по энергетике, а может лишь оспаривать принятые на их основе требования стран - членов сообщества. Этот же тезис стал частью обоснования для решения суда германского Дюссельдорфа, который в августе отклонил иск Nord Stream 2 AG и не стал выводить газопровод "Северный поток - 2" из-под действия обновленной Газовой директивы ЕС. 5 октября Nord Stream 2 AG подал апелляцию на это решение.

"Генеральный адвокат, в первую очередь, расценил как некорректный аргумент, что дополненная Газовая директива ЕС не может быть объектом для претензий Nord Stream 2 AG поскольку имеет статус директивы (то есть наднациональной юридически обязывающей нормы ЕС, которая должна быть транслирована в национальное законодательство всех стран-членов Евросоюза - прим. ТАСС), - говорится в сообщении суда. - В соответствии с существующей судебной практикой, чтобы оценить может ли быть оспорена та или иная норма ЕС, должна быть изучена суть этой нормы, тогда как ее форма не имеет значения". На этом основании, заключает генеральный адвокат, "сам факт того, что оспариваемая норма является директивой Еврокомиссии, не может быть основанием для отклонения иска".

Уникальная позиция

Генеральный адвокат также признал состоятельным аргумент, что "дополненная Газовая директива ЕС оказывает уникальное действие только на газопровод "Северный поток - 2", строительство которого не только уже началось, но и достигло завершающей фазы к моменту вступления данной директивы в силу, в результате чего "Северный поток - 2" в отличие от сопоставимых существующих проектов (которые действовали на момент вступления нормы в силу - прим. ТАСС) или будущих проектов, не может претендовать на изъятия или исключения из требований этой директивы, что ставит "Северный поток - 2" в уникальную позицию в отношении как этих проектов (с точки зрения конкуренции - прим. ТАСС) так и в отношении самой директивы".

"В этой связи компания Nord Stream 2 AG оказывается затронута действием директивы и в общем, и в индивидуальном качестве, что дает ей право оспаривать дополненную директиву", - отмечается в заявлении генерального адвоката. В то же время, в том что касается иска Nord Stream 2 AG в Европейский суд юстиции общей юрисдикции об отмене дополненной директивы как таковой, Бобек высказал мнение, что Суд ЕС пока не может дать заключение по этому делу, которое должно быть возвращено в Европейский суд юстиции общей юрисдикции для дополнительного изучения.

О газовой директиве ЕС

Базовое требование третьего энергопакета Евросоюза - это разделение энергокомпаний (unbundling). Оно подразумевает необходимость разделения европейских энергетических корпораций на структуры, которые занимаются добычей, генерацией и торговлей энергоресурсами с одной стороны, и независимых операторов энерготранспортных систем (трубопроводов, ЛЭП и т. д.) - с другой.

Доработанная Газовая директива была согласована в рекордные сроки в начале 2019 года с единственной целью - ввести ее в действие до запуска "Северного потока - 2". Суть внесенных в нее изменений - распространить на трубопроводы, проходящие в морской экономической зоне стран ЕС, нормы третьего энергопакета сообщества, которые обязывают оператора резервировать до 50% мощностей газовой магистрали для прокачки топлива от альтернативных поставщиков.