водород

В результате резкого сокращения потенциала экспортного рынка водорода России важно смещать акцент на развитие внутреннего рынка и экспорт в дружественные страны. Пока потребности внутреннего российского рынка весьма скромны, а стоимость инвестпроектов и сроки окупаемости растут из-за инфляции, логистических проблем и отсутствия эффекта масштаба.

Директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ), партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев привел цифры: на первом этапе планируемые объемы производства «голубого» и «зеленого» водорода должны составить 2,2 млн тонн в год, а емкость российского рынка на данный момент – всего 0,2 млн тонн.

Потенциальные рынки дружественных для России стран – Латинская Америка, Африка, Ближний Восток и Азия. В Китае к 2030 г. запланированы проекты по производству 25 млн тонн водорода в год, на Ближнем Востоке – 3,2 млн тонн, в Африке – 2,2 млн тонн, в Латинской Америке – 2 млн тонн.

«Удаленность потенциальных рынков водорода дружественных государств делают экспорт водорода нецелесообразным в силу высокой стоимости транспортировки. При этом спрос на технологии и оборудование для локальных рынков данных территорий прогнозируется на высоком уровне», – сказал Алексей Жихарев.

Так Россия может сохранить технологические позиции в перспективной отрасли, сделав стратегическую ставку на будущее. Развитие отечественных технологий производства, хранения, транспортировки и использования водорода может дать существенный мультипликативный эффект во многих отраслях промышленности.

Хотя, по словам некоторых экспертов, уровень российских технологий по некоторым направлениям водородной экономики пока далек от того, что демонстрируют современные зарубежные разработки, пишет eprussia.ru.

«При сужении экспорта водорода возрастает значение внутреннего спроса для производства аммиака, а в будущем – использования водорода на транспорте. Так, в горизонте 30-х годов начнет активно развиваться общественный транспорт и перевозка тяжелых грузов, основанные на водородных технологиях», – спрогнозировал партнер, лидер EY-Parthenon в России Антон Порядин.

«Технологическое обеспечение российской водородной энергетики и экономики – задача решаемая, и более того, она решается уже сейчас», – заверил руководитель Инвестиционного дивизиона УК «РОСНАНО» Алишер Каланов.

По его словам, компания смотрит на конечный сегмент, оценивает и анализирует инфраструктуру и начинает некоторые пилотные проекты, с учетом текущей ситуации. Причем речь идет именно о технологических решениях как в сфере производства «голубого» и «зеленого» водорода, так и в сфере потребления водорода и конечной инфраструктуры водородной энергетики – речь идет о топливных элементах, электрохимических генераторах для транспорта, а также водородных заправочных станциях. Эти технологии могут легко быть масштабированы и поставляться на экспорт в дружественные страны.

«Мы – команда, которая смотрит на перспективу и ориентируется на создание технологий и индустрий будущего. Проекты, связанные с низкоуглеродным водородом, безусловно, находятся в нашем фокусе. Накопленные знания, компетенции и опыт «РОСНАНО» в области разработки и производства высокотехнологичной продукции, в том числе в области материаловедения, включающей композитные материалы используемых в инфраструктуре водородной энергетики, будут востребованы в создании новой индустрии», – подчеркнул Алишер Каланов.

В долгосрочной перспективе на рынке будет более востребован именно «зеленый» водород, поэтому в любом случае сохраняется актуальность пилотных проектов по его производству методом электролиза с использованием ВИЭ-генерации.

Хотя, как поясняет Алексей Жихарев, на первом этапе декарбонизации важнейшую роль сыграет именно «голубой» водород, «зеленый» же будет дешеветь быстрее, чем многие прогнозируют сейчас.

По словам исполнительного директора Дирекции по ESG Максима Мошкова, существенный импульс «водородным» проектам могли бы дать меры государственного стимулирования, определяемые с учётом экономической эффективности и технологической осуществимости инициатив.

Он обратил внимание, что при развитии в России энергетики нового типа крайне важно придерживаться концепции индустриально связанных решений: создания так называемых CCS-хабов (carbon capture and storage technology, CCS), логистически объединяющих центры производства водорода, крупные промышленные источники выбросов и хранилища CO2. Такой подход позволит существенно удешевить усилия по сокращению вредных выбросов и повысить экономическую эффективность российских водородных проектов.

Эксперты считают, что для полноценного запуска водородной экономики в России необходимо сделать несколько первоочередных шагов. Главное – за счет стимулирующих мер побудить игроков транспортной отрасли, локальной энергетики, химической промышленности и металлургии к освоению и внедрению водородных технологий. Это позволит сформировать внутрироссийский рынок экологически нейтрального водорода, создать спрос на него.

Отдельные меры поддержки, в том числе создание корпоративных фондов венчурного финансирования, требуются для стимулирования НИОКР в секторе водородной экономики, без которых невозможно активное импортозамещение. Должен появиться и специализированный государственный фонд, обеспечивающий гарантии инвестиций.

Анализ востребованности водородных технологий и предложение отечественных решений к внедрению дружественными странами – задача государственная, и решаться она будет наиболее эффективно при непосредственном участии государства в продвижении потенциала отрасли в таких странах.