Валерий Абрамов, генеральный директор объединения «Русские краски» в интервью rcc.ru дает оценку состояния отечественного рынка ЛКМ, рассказывает о насущных проблемах российского лакокрасочного бизнеса, о стратегических направлениях развития компании и новом производстве порошковых красок.

Валерий Николаевич Абрамов родился 17 мая 1960 года. В 1982 году окончил Ярославский политехнический институт. С 1982 по 1990 год работал на кафедре факультета машиностроения ЯПИ. С 1990 по 2003 гг. – коммерческий директор ИПГ «Спектр». В 2003 году назначен генеральным директором ООО «Объединение «Русские краски».

— Валерий Николаевич, как вы оцениваете современное состояние отечественного рынка ЛКМ?

— Сегодня все основные отрасли промышленности находятся на подъеме. Это прямое следствие роста благосостояния населения, тем более что президентом поставлена задача удвоения ВВП. Лакокрасочная промышленность не является исключением. Количество потребляемой краски на душу населения в России также увеличивается, хотя мы все еще сильно отстаем от Европы, где потребление ЛКМ в 3-4 раза больше.

Продажи растут практически во всех секторах лакокрасочного рынка, особенно это относится к секторам декоративных материалов, индустриальных, авторемонтных и конвейерных красок.

Правда, потребление ЛКМ импортного производства в России растет быстрее, чем отечественного. В этом, безусловно, есть свои минусы —— как производители мы хотели бы занять как можно больший сектор отечественного рынка. Но есть и плюсы, как ни крамольно это звучит.

В целом можно сказать, что российский рынок ЛКМ профессионализируется, специализируется. Если раньше краской типа МЛ красили все — от автомобилей до заборов, то теперь рынок разделился на различные сектора, в которых конкурируют совершенно разные по потребительским качествам и стоимости материалы.

Приведу наглядный пример. Десятки лет подвижной состав МПС красили ПФ-115. Сегодня железнодорожники заказывают не марку материала, который они хотели бы получить, а качества, свойства, которыми он должен обладать: блеск, износостойкость, соответствие цветов стандартным каталогам. И ждут от нас выпуска новых ЛКМ, которые соответствовали бы этим запросам. Тот же подход у автодорожников, профессиональных строителей.

— Какую же пользу приносит отечественным производителям проникновение иностранных конкурентов на российский рынок ЛКМ?

— Импортные материалы преобладают в первую очередь в тех секторах, где отечественный производитель менее активен. Например, в секторе дорогих ЛКМ, стоимость которых составляет 9 долларов и выше. То же самое можно сказать о красках специального назначения — защитных. В России они практически не производятся на уровне, соответствующем современным мировым стандартам. Иностранцы, напротив, развивают этот рынок и убеждают российского потребителя в том, что дорогие защитные ЛКМ более эффективны по сравнению с традиционными. Когда же отечественный производитель начинает выпускать аналогичные материалы — рынок уже готов их воспринимать. Таким образом, период вхождения на рынок для нас сокращается и затраты окупаются быстрее.

Еще одним характерным примером служит российский рынок конвейерных покрытий. В настоящий момент большую его часть занимают зарубежные поставщики: BASF, PPG и DuPont. Между тем, стоит отметить, что еще недавно отечественные автозаводы красили машины только однослойными покрытиями отечественного производства и не испытывали потребности в многослойных покрывных материалах — металликах и перламутрах, с успехом применявшихся за рубежом. В последние годы иностранцы продемонстрировали российским автопроизводителям преимущества этих материалов, поставили соответствующее оборудование, и сегодня отечественные автомобили, покрытые эффектными эмалями, имеют устойчивый сбыт. Автозаводы охотно покупают импортные системы автопокрытий. Тем не менее российские производители тоже выходят на рынок многослойных автоэмалей, постепенно разрушая западную монополию. Так, «Русские краски» разработали для отечественного автомпрома эффектные эмали собственного производства.

— И какие перспективы у российского рынка конвейерных материалов?

Следует отметить, что далеко не каждое российское лакокрасочное предприятие может продемонстрировать уровень технологии, достаточный для того, чтобы стать поставщиком автопрома. Помимо уже упомянутых транснациональных компаний, на автомобильном рынке России серьезную роль играют только три предприятия: «Русские краски», «Лакокраска» (г. Ярославль) и ЧХПО. При этом из российских компаний только «Русские краски» могут предложить систему: вторичная грунтовка — эффектная эмаль — покрывной лак. Благодаря этому «Русские краски» в 2003 году по тоннажу вышли на первое место у такого гиганта, как «АвтоВАЗ». Правда, по объему выручки первое место на ВАЗе занял PPG, в основном за счет поставок катафорезных грунтов.

К сожалению, мы не можем производить первичные катафорезные грунты для конвейеров, поэтому линейка наших конвейерных материалов неполная. Технологически это производство очень сложное. Более того, при нынешнем уровне развития химической технологии в России их промышленный выпуск, скорее всего, невозможен. Предпринималось несколько попыток, но все они потерпели неудачу. Дело в том, что для освоения катафореза нужна сильная научная база, а в России фундаментальная лакокрасочная наука, к сожалению, крайне ослаблена. Прикладная же, в основном, занимается мелкосерийным производством различных спецматериалов, которые не оказывают значительного влияния на российский рынок.

Есть еще обстоятельство, осложняющее конкуренцию отечественного производителя ЛКМ с западными. Например, практически все транснациональные корпорации имеют свои окрасочные минилинии, точные копии российских окрасочных конвейеров. Соответственно, специалисты этих компаний имеют возможность поэкспериментировать, и прийти к потребителю с практически готовым к использованию продуктом. Мы же, как правило, предлагаем продукт, который еще не был на конвейере, но который, как мы предполагаем, будет технологичен при окраске. Как видите, степень риска разная.

Что касается «Русских красок», оно оценивает свои перспективы в отечественном конвейерном бизнесе весьма оптимистично. Более того, мы рассматриваем это направление как стратегически важное, успешно борется за этот рынок и планомерно расширяет свое присутствие на нем.

— Каковы стратегические направления развития вашего бизнеса?

— Задача номер один для объединения «Русские краски» сегодня — авторемонтные материалы. Нас привлекает ее актуальность, динамика развития этого рынка. Существенный козырь — наша технологическая зрелость, нам есть что представить потребителю, а так же постоянное развитие, обновление линеек авторемонтных материалов.

О рынке конвейерных материалов я рассказал достаточно подробно. Отмечу лишь новую тенденцию: если раньше для этого потребителя цена продукта играла существенную роль, то сегодня приоритет отдается качеству материалов, их технологичности.

Производство индустриальных материалов выделено в число приоритетных направлений нами сравнительно недавно. Поскольку активно развивающаяся отечественная промышленность становится потребителем существенных объемов продукции. Сейчас в этом секторе мы работаем над расширением ассортимента, комплектуем полные линейки материалов различного назначения.

Наш традиционный сектор — производство декоративных материалов для строительства и ремонта. Он претерпел некоторые изменения в последние год-два. Ассортимент декоративных материалов значительно расширился, и сегодня нам представляется естественным развитие этого направления путем строительства новых специализированных производств.

— Правда ли, что одной из насущных проблем отечественных производителей ЛКМ является поиск качественного сырья?

— Такая проблема действительно существует. Мы изготавливаем отечественную продукцию, и стараемся использовать отечественное сырье. Ресурсы в нашей стране недорогие, и использование отечественного сырья позволяет делать продукцию дешевле. Однако по качественным показателям оно часто бывает не конкурентоспособным. Например, диоксид титана, который используется для изготовления красок белого цвета. Произведенная из отечественного сырья, белая краска имеет желтоватый оттенок, либо желтеет в процессе эксплуатации. С импортным диоксидом титана таких проблем не возникает, но и стоит он, разумеется, дороже.

Пока цена была главным конкурентным преимуществом в глазах покупателя нашей продукции, применение дешевого отечественного сырья было оправданно. Сегодня благосостояние населения растет, меняются его приоритеты. Теперь не столько цена является определяющим фактором при покупке лакокрасочной продукции, сколько качество. Поэтому мы вынуждены в большей степени переходить на импортное сырье.

Еще одна беда отечественного сырья — нестабильность качества. Одна партия оксида титана может быть приемлемой, следующая — желтоватой. Возникает проблема разнооттеночности. Это же касается того небольшого количества пигментов, которые производятся в России. Но главная проблема в том, что российские производители сырья не видят в российской лакокрасочной отрасли крупного потребителя, предпочитая поставлять продукцию за рубеж. В результате средства из страны уходят за границу.

— Как, по-вашему, можно решить эту проблему?

— Складывается впечатление, что решать ее никому не нужно. Сегодня практически все производители ЛКМ используют большое количество различных химических добавок импортного производства. Большинство наименований пигментной части рецептур тоже ввозятся из-за рубежа. В первую очередь, это те компоненты, которые невозможно заменить отечественными. Ситуация развивается так, что один из самых простых выходов — перевод производства ЛКМ полностью на импортное сырье.

Отечественный производитель химического сырья сам подталкивает лакокрасочную отрасль к этому, поскольку не хочет работать над повышением качества. Сервис, увы, так же не относится к его сильным сторонам. Такое ощущение, что они просто не заинтересованы в развитии отечественного рынка сбыта своей продукции. Например, «Русские краски», будучи заинтересованными в отечественном рынке, развивают сервис. Причем отдельно для каждого направления бизнеса, поскольку техническое сопровождение конвейерных материалов на автозаводах это совершенно иное, чем сервис для СТО и конечного потребителя. Это требует значительных расходов, но мы идем на них — нам нужен этот рынок.

У поставщиков сырья иная позиция, поэтому они сегодня практически без боя проигрывают рынок западным поставщикам сырьевых компонентов, которые приходят в Россию с качественной продукцией и развитым сервисом.

— Открытие завода порошковых материалов — это выход на еще один рынок?

— Да, порошковые краски — это самостоятельный и обширный рынок. Основные игроки здесь – западные компании, потому что объемы, продаваемые в России ими и отечественными заводами не сопоставимы. Причем надо учитывать, что если в нашей стране делается полторы-две тысячи тонн порошковых красок, то в Европе в год выпускается около 500 тысяч тонн. Так что российский рынок порошковых ЛКМ западного промышленника интересует только с точки зрения его будущего роста. Темпы роста этого сегмента действительно впечатляют – 20-30% в год, что, по сути, совершенно уникально. Тот, кому удастся удержаться на столь высоком уровне, станет лидером на рынке порошков.

Данная перспектива роста долгосрочная — порошковые материалы гораздо экологичнее традиционных, а повышение экологических требований уже сегодня становится серьезным тормозом развития отрасли традиционных ЛКМ. В дальнейшем влияние этого фактора будет только усиливаться. Кроме того, порошковые покрытия долговечнее, дешевле.

Традиционно порошковые краски в России применяли только заводы, выпускающие трубопрокат. Однако в последние годы наметилась положительная тенденция: многие новые предприятия — мебельные и другие — делают ставку на работу с порошковыми материалами. Несомненно, этот пробел будет восполнен быстро — уже два года на выставках «Интерлакокраска» вокруг порошковых покрытий наблюдался большой ажиотаж. Однако мы должны стимулировать этот процесс. Так, объединение «Русские краски» провело в марте семинар, посвященный порошковым покрытиям. Я считаю, что такие мероприятия надо организовывать как можно чаще.

— Как сейчас складывается ситуация на Ярославском заводе порошковых красок?

— Завод запущен, в последних числах марта он произвел первую тонну продукции. Она успешно прошла проверку. Качественные характеристики ярославских порошковых красок не только соответствуют заявленным, но по некоторым показателям значительно их превосходят. В апреле промышленные образцы будут переданы одному из наших партнеров, который опробует их в своем производстве и даст заключение об их качестве.

В мае планируется выход на стабильные объемы производства и начало продаж. Пакет заказов на сегодняшний день полностью сформирован.

Компания «Русские краски» — старейший производитель лакокрасочной продукции в России, которому в этом году исполняется 166-лет. До октября 2001 года предприятие носило название «ОАО ЯЛКЗ Победа рабочих». Сегодня «Русские краски» выпускают более 90 видов лакокрасочной продукции по четырём основным направлениям: конвейерные автомобильные, авторемонтные материалы Vika, индустриальные и строительные лакокрасочные материалы. Поставки продукции компании осуществляются практически на все действующие автозаводы России и стран СНГ, а также на предприятия машиностроения, приборостроения, электротехнической отрасли, мебельное производство и в строительную индустрию. Несколько дистрибьюторских сетей, созданных для реализации лакокрасочных материалов «Русские краски», насчитывают более 160 региональных партнёров, расположенных по всей территории России, стран СНГ и Балтии.