Юрий Иванович Надейкин, генеральный директор ООО ТД «Невские краски» в интервью rcc.ru рассказывает об истории компании, ее инвестиционных планах и перспективах сотрудничества с зарубежными партнерами, дает оценку современному состоянию отечественной лакокрасочной промышленности, касается сырьевых проблем отрасли и размышляет о конкурентоспособности российских ЛКМ.

Юрий Иванович Надейкин родился в 14 апреля 1969 года в Москве. В 2000 году закончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Имеет высшее техническое и экономическое образование. С 2001 года работает в компании «Невские краски». В июне 2003 года возглавил торговый дом «Невские краски». Женат.

— Компания «Невские краски» существует уже почти 4 года. Расскажите об основных этапах ее развития.

— Компания «Невские краски» зарегистрирована в июле 2000 года. Увеличение ассортиментного ряда выпускаемой продукции, и рост объемов продаж потребовал планирования общероссийской рекламной кампании. Инвестиции в продвижение торговой марки в 2000 – 2001 году составили 600 тыс. долларов. Была создана дилерская сеть, охватывающая большинство регионов России. Это позволило нам к 2002 году войти в пятерку лидеров рынка ЛКМ.

В 2002 году продолжался уверенный рост компании. Была проведена рекламная компания, направленная на повышение известности торговой марки в регионах. За девять месяцев 2002 года объем производства продукции вырос на 10 % по сравнению с аналогичным периодом 2001. Доля предприятия на российском рынке ЛКМ составила около 2 % . Расширилась дилерская сеть компании.

В середине 2002 года компания «Невские краски» приступила к масштабной реорганизации системы производства и логистики. Арендованные компанией производственные площади на территории завода НПФ «Пигмент» не могли обеспечить выполнение перспективных планов компании. Постоянно растущие объемы реализации требовали увеличения выпуска и дальнейшего улучшения качества выпускаемой продукции, которое было невозможно на устаревшем оборудовании. Руководство компании приняло решение перевести производство на другие площади. Ориентируясь на современные международные стандарты, в конце лета 2002 года компания «Невские краски» приступила к строительству современного высокотехнологичного завода в промзоне «Металлострой».

Весь 2003 год компания работала достаточно стабильно, и даже с небольшим ростом, хотя производственных мощностей явно не хватало. Объем продаж составил около 8 тыс. тонн, что примерно соответствует уровню 2002 года и даже превышает его по объемам выпуска пентафталевых эмалей. Приоритетным направлением было создание и развитие собственного производства. Если в начале 2003 года компания имела две производственных линии производительностью около 15 тонн в сутки, то к концу года производственные мощности по выпуску эмалей увеличились в 4 раза. Все планы по вводу производственных мощностей были выполнены, и компания вошла в сезон 2004 года полностью обновленной. Мы уверены, что наступивший год для компании будет успешным.

— С какими проблемами вам сегодня приходится сталкиваться?

— Одной из проблем, требующих постоянного внимания, является квалифицированный персонал. В то же время, с удовлетворением можно отметить, что нам удалось сформировать команду сотрудников, которые воспринимают работу в компании как долгосрочную перспективу и ориентируются на компанию в своих жизненных планах.

— Какова в настоящий момент доля компании на российском рынке?

В целом по России «Невские краски» занимают 2,5–3 % рынка ЛКМ. В 2004 году компания ставит перед собой цель занять 4-5 %.

— Расскажите об инвестиционной политике компании и ее инвестиционных планах?

— Общая сумма инвестиций в новое производство, в 2003 году составила более 5 млн долларов. Компания изначально ориентировалась на использование в производстве современных технологий. В июле–августе 2003 года, осуществлялся поэтапный ввод оборудования, поставленного польской компании Profarb. Основная часть оборудования вышла на проектные мощности в августе. В настоящее время вся технологическая цепочка по производству пентафталевых эмалей состоит из оборудования Profarb. Общая мощность данной линии позволяет производить более 60 тонн пентафталевых эмалей в сутки. К октябрю прошлого года мы завершили все пусконаладочные работы на новых технологических линиях.

Основные усилия в настоящее время направлены на предпусковые работы на реакторах синтеза лака. По планам компании, мы должны произвести первые партии в феврале и выйти на проектные мощности (около 2000 т в месяц) в апреле 2004 года. В течение 2004 года также планируются работы по вводу в строй линии по промышленной колеровке красок, оборудование для которой уже получено. Среди инвестиционных проектов в 2004 году планируется закупка оборудования для производства банки для полного перехода выпуска готовой продукции мелкой фасовки (1-3 литра) в литографированной банке.

— Вы активно сотрудничаете с польской фирмой Profarb в области поставок оборудования. Намерены ли вы расширить географию зарубежных партнеров?

— Мы рассматриваем фирму Profarb как стратегического партнера. В то же время, у нас нет обязательств по работе только с одной компанией. В настоящее время мы не планируем крупных закупок оборудования, однако при необходимости поиска поставщика на следующих этапах развития компании мы не исключаем выбор варианта, который нам представится оптимальным. Одним из потенциальных поставщиков является немецкая фирма Netzsch, с которой мы уже вели переговоры раньше.

— Как вы оцениваете современное состояние отечественной лакокрасочной промышленности и, в частности, северо-западного региона?

— После кризиса 1998 года отрасль оказалась достаточно привлекательной для инвестиций. Существовало значительное количество незагруженных мощностей заводов по производству ЛКМ. И отрасль стала восстанавливать объемы производства переориентировавшись на розничное потребление. Успешное развитие привело к желанию расширения и модернизации производств, что и осуществлялось. Кроме того рынок рос достаточно большими темпами до 10 - 15% в год. Это сказывалось на объемах потребления и даже частичном дефиците продукции в пики сезонного спроса. Поскольку барьеры входа на рынок существенно снизились, стали развиваться небольшие региональные производители. Сейчас рост рынка замедлился, предложение уже превышает спрос, особенно в месяцы, на которые приходится спад спроса. В то же время осуществляются проекты строительства и модернизации производств которые реализуются.

Что касается северо-западного региона и, в частности Петербурга, то он всегда был одним из центров лакокрасочной промышленности. Естественно, эти традиции продолжаются. В основном завершилось строительство завода компанией «Невские краски», так же о начале строительства объявил и ряд петербургских лакокрасочных компаний. Некоторые компании объявили о модернизации. Поэтому можно прогнозировать, что конкуренция в дальнейшем будет только расти.

— В настоящее время идет борьба среди производителей ЛКМ за российские региональные рынки. Включаются ли в эту борьбу иностранцы и у кого, на ваш взгляд, больше шансов выйти из нее победителем?

— Основной объем спроса на ЛКМ (по количеству) сосредоточен в сегменте с низкими доходами. Для большей части российских покупателей главным фактором все-таки остается цена. Несмотря на то, что за последние год-два доля продаж более дорогой продукции увеличивается, перелома в потреблении еще не произошло, и в течение ближайших лет, скорее всего, не произойдет. Поэтому, прежде всего, конкуренция существует среди производителей одной категории. В категории недорогих ЛКМ друг с другом конкурируют прежде всего отечественные производители.

— Может ли сегодня российский производитель ЛКМ составить конкуренцию своим зарубежным коллегам и что для этого необходимо? Как решает эту проблему компания «Невские краски»?

— Современное состояние отечественной лакокрасочной промышленности и, в частности, ориентация лидеров отрасли на модернизацию производства позволяет говорить о том, что отечественные производители готовятся к конкуренции с зарубежными компаниями на этом рынке.

Успех будет обусловлен решением целого комплекса вопросов. Во-первых, необходима стабильность качества продукции, а этого не добиться без стабильности характеристик сырья, которые у российских производителей, хотя и соответствуют стандартам, но не всегда позволяют гарантировать тот разброс параметров конечной продукции, которого хотелось бы добиться. Во-вторых, необходимо обеспечить гибкость производства и переход на новые технологии. Впрочем, подвижки к этому уже есть. В этом году «Невские краски» планируют ввести в строй одну из первых в России установку по промышленной колеровке краски. А это дает большое преимущество в гибкости производства. Наконец, в-третьих, нужны отлаженные бизнес-процессы в логистике, чему российские производители также уделяют много внимания. Достаточно сказать о сертификации некоторых компаний по стандартам управления. В этом направлении мы также работаем.

— Закупает ли ваша компания импортное сырье для производства ЛКМ? Какие импортные компоненты вы закупаете?

—Разумеется, мы закупаем импортное сырье, для производства ЛКМ. Это связано с необходимостью обеспечить тот уровень качества продукции, который мы декларируем. В первую очередь это относится к компонентам, которые являются ключевыми для поддержания стабильного качества. В качестве примера можно назвать Двуокись титана, сиккативы, наполнители (кальциты) и некоторые другие компоненты.

— Существует ли проблема закупки сырья, не производимого в России? Если да, в чем она заключается?

— По отзывам отдела снабжения, проблем с обеспечением импортных поставок практически не встречается. В настоящее время существует хорошо отлаженная система дистрибьюции (или представительств) у ведущих химических компаний. Налаженные схемы логистики позволяют с необходимой периодичностью получать согласованные объемы поставок и обеспечить ритмичность производства. Что касается цен, то более высокая стоимость импортного сырья частично компенсируется сокращением технологических затрат, в частности на необходимость дополнительных издержек при контроле качества в процессе производства, а так же за счет того, что уменьшаются нормы расхода самого сырья на единицу продукции.

— Возможно ли, на ваш взгляд, создать в России производства импортируемых сейчас ингредиентов?

— Практически все импортируемые компоненты производятся и российскими производителями. Как уже отмечалось, обращаться к импорту приходится из-за стремления гарантировать высокое качество продукции и стабильность ее показателей. В то же время российские производители сырья при желании могут обеспечить те же показатели, что и у импортируемого. Однако в настоящих условиях это для них экономически нецелесообразно. Во-первых, выпускаемое Российскими поставщиками сырье соответствует показателям ГОСТа и претензий в этом смысле к ним быть не может. Во-вторых, спрос по сырью в настоящее время, в весенне-летний период, когда спрос на сырье возрастает, если не превышает предложение, то, по крайне мере, сбалансирован. В этой ситуации инвестировать дополнительные средства в технологии, которые обеспечат выпуск сырья с качественными показателями, соответствующими импортному для них неактуально. Если сейчас наше сырье имеет конкурентное преимущество по цене, то в случае обеспечения показателей на уровне импортных аналогов, стоимость будет если не выше, то сопоставима с импортным сырьем. Кроме того, спрос на сырье высокого качества ограничен, ведь ставку на качество делают только производители, которые ориентируются на лидерство в отрасли. Хотя суммарная доля их на рынке велика, нельзя сбрасывать со счетов те компании, которые ориентируются на ценовую конкуренцию и стремятся к снижению себестоимости, и не в последнюю очередь за счет использования более дешевого сырья.

— Какие перспективы компания «Невские краски» наметила для себя в ближайшем будущем?

— В 2004 году наши планы по объемам выпуска составляют около 15 000 тонн. Это даст нам возможность закрепиться в группе лидеров рынка ЛКМ и создать плацдарм для расширения доли рынка после проведения масштабной рекламной кампании. Дальнейшие планы мы связываем с внедрением технологической линии по производственной колеровке красок и дальнейшим расширением ассортимента. Надеюсь, через несколько лет мы с вами сможем оценить реальность наших планов.

ООО ТД «Невские краски» — производитель лакокрасочных материалов из Санкт-Петербурга, начал свою деятельность в июле 2000 года. За 2 года торговая марка «Невские краски» вышла на ведущие позиции на российском рынке. Продукция компании «Невские краски» — алкидные эмали, лаки, грунтовки, водно-дисперсионные краски и шпатлевки — представлена в большинстве регионов Российской Федерации.