В Минфине готовы обсуждать снижение ставки экспортной пошлины в 2016 году. Эксперты считают, что условия для ее разморозки комфортные для бюджета, а эффект будет положительным для нефтяной отрасли.
— Если кто-то всерьез это вынесет на обсуждение, будем обсуждать и смотреть на ситуацию. К настоящему моменту, на наш взгляд, предпосылок к этому нет. Но я бы не хотел, чтобы такой мой комментарий был воспринят как сигнал о том, что такая дискуссия началась. Ее нет, — заявил «Известиям» заместитель министра финансов Илья Трунин.
Источник в Минэнерго ранее отмечал, что такое предложение готовится. Однако вчера официальных комментариев по этому поводу энергетическое ведомство не предоставило.
Стоит напомнить, что, согласно налоговому маневру, в 2016 году ставка экспортной пошлины должна была снизится с 42% до 36%, однако в прошлом году было принято решение о заморозке ставки экспортной пошлины на уровне 2015 года.
При этом рассматривался вариант, что в случае если бюджет от предпринимаемой меры получит за первые восемь месяцев 2016 года дополнительные доходы в размере 200 млрд рублей, то с 1 сентября ставка пошлины будет снижена, как и планировалось, до 36%.
В противном случае действие ставки в размере 42% будет продлено, но не позже, чем до 31 декабря 2016 года. Тогда господин Трунин подчеркивал, что на тот момент не было никаких предложений о распространении этой меры на 2017 год. Но в итоге было принято решение заморозить ставку на 2016 год.
При этом стоит напомнить, что эти дополнительные доходы в бюджет рассматривались при цене $50 за баррель. Однако после нового года стоимость нефти упала до $28 за баррель. Минфин внес инициативу, и было принято решение с 1 апреля повысить акцизы на бензин: на «Евро-5» — до 10,13 тыс. рублей за тонну, а на бензин, не соответствующий пятому классу, и прямогонный — до 13,1 тыс. рублей.
По словам главного экономиста компании Vygon Consulting Сергея Ежова, при текущих ценах на нефть в $40 за баррель фискальные изъятия в бюджет из-за заморозки ставки экспортной пошлины составят порядка 130 млрд рублей. Повышение акцизов принесет в казну еще 100 млрд рублей.
В то же время собеседник отметил, что если в сентябре ставка экспортной пошлины снизится до 36%, то казна за квартал недополучит более 30 млрд рублей.
Что же касается влияния на нефтяную отрасль, то, по словам Сергея Ежова, такое решение окажет положительное влияние на инвестиционный климат в нефтяной отрасли. Хотя более важны фискальные параметры в 2017 году и далее, если будет сохранен конфискационный уровень налогообложения, то это отрицательно скажется на добыче.
Таким образом, фискальные поступления в бюджет от пошлины и от повышения акцизов в этом году составят 230 млрд рублей. Соответственно, на один квартал ставку экспортной пошлины разморозить вполне реально.
Директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов отметил, что «возврат к ранее достигнутым параметрам — это всегда хорошо». Его коллега — главный стратег компании БКС Максим Шеин согласился с таким мнением.
— Снижение налогового бремени всегда положительно сказывается на инвестиционной деятельности нефтяных компаний, — сказал собеседник, отметив, что пока непонятно, как снижение ставки пошлины, а соответственно, и рост добычи будут координироваться с общей риторикой о заморозке добычи.
Представители компаний («Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл») не предоставили комментарии.