Распоряжение правительства, вступившее в силу 9 декабря, в соответствии с требованиями базового закона об отходах потребления, принятого в конце 2014 года, устанавливает нормативы утилизации отходов по отдельным группам товаров, «подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» до 2017 года (обновляется раз в три года). На основании этих нормативов и ставок будет рассчитываться объем экологического сбора. Его производители и импортеры потребительских товаров будут отчислять в бюджет на создание соответствующей инфраструктуры в регионах. Другой вариант — самостоятельная утилизация своих отходов в рамках отраслевых схем.
После многочисленных претензий производителей и импортеров о необоснованно высоких нормативах уже в 2016 году (например, по электронике — до 70%) и отсутствии адекватного переходного периода окончательный вариант документа выглядит довольно мягким, учитывая, что переработчики требовали обеспечить их сырьем, жалуясь на его недостаток. «В среднем нормативы утилизации снизились на 30–40%. При этом заметно изменились акценты по некоторым группам товаров»,— говорит Татьяна Кофанова из «Делойт» СНГ. Для 2015 года нормативы остались нулевыми по всем видам товаров. Наибольшие нормативы остались для бумаги и картона (10% на 2016 год и 20% — на 2017 год), шин и покрышек (15% и 20% соответственно) и металлической тары (20% и 30%). Показатели 10% и 15% соответственно обнаруживаются для нефтепродуктов, аккумуляторов, 5% и 10% — стекла, бутылок из пластмасс и отходов типографий. Электроника теперь должна перерабатываться на 5% начиная только с 2017 года.
В ассоциации производителей электроники РАТЭК принятым нормативам и лишнему году с нулевыми требованиями рады, отмечая, что «это дает время на подготовку». «Отрадно, что нам удалось убедить правительство в необходимости постепенного запуска системы, начиная с невысоких начальных нормативов, как это было в европейских странах»,— добавляет Екатерина Астафьева из «Русбренда». Вместе с тем производители и импортеры, включая РАТЭК, «Русбренд» и РСПП, отмечают, что 15 из 20 подзаконных актов, необходимых для того, чтобы система заработала в 2016 году, все еще не выпущены. Более того, законодательно раздельный сбор отходов не закреплен, отсутствует алгоритм соотнесения продукции с федеральным классификационным каталогом отходов, готовы далеко не все региональные схемы управления отходами, а региональные операторы отсутствуют. Поэтому по крайней мере в 2016 году многие из производителей будут вынуждены избрать уплату экологического сбора, а не самостоятельную утилизацию.
Переработчиков же устраивает, что приняты хотя бы такие нормативы. Они рассчитывают, что производители и импортеры начнут в 2016 году реализовывать с ними совместными пилотные схемы по сбору и переработке отходов. «Если к 1 января 2017 года ничего не изменится, то будет понятно, что лоббисты и стремились к тому, чтобы производители ничего не делали»,— говорит глава Ассоциации рециклинга отходов Владимир Марьев.
При этом и производители, и переработчики не рады введению экологического сбора. Для первых — его уплата не гарантирует выполнения заявленных целей. «Вряд ли можно назвать введение нового сбора позитивом. Рынок опасается того, что получится как с утилизационным сбором — три года его платят, но с точки зрения утилизации автомобилей ничего не происходит»,— отмечает Татьяна Кофанова. Для переработчиков же выбор производителями платы в бюджет ограничивает возможности для получения потенциальных инвестиций в совместные проекты. В Минэкономики же считают, что в экосбор не должна включаться инвестиционная составляющая, так как мощности по переработке недозагружены.
Между тем, как стало известно “Ъ”, 8 декабря на совещании у вице-премьера Александра Хлопонина было решено перенести вступление в силу нормы закона об отходах, касающихся лицензирования деятельности по обращению с отходами, с января 2016 года на 1 июля 2016 года. Вчера саморегулирующие организации «Санкт-Петербургская ассоциация рециклинга» и «Союз экологов Северо-Запада России» (более 70 организаций, занимающихся сбором, транспортировкой и переработкой различных отходов) в открытом письме к правительству заявили, что без лицензий будут вынуждены прекратить вывоз отходов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области с 1 января.