Одна из задач разрабатываемого закона – регламентировать организацию и контроль над утилизацией и переработкой упаковочной тары. Необходимость такого решения назрела в России давно. Сейчас житель России в среднем выбрасывает более 50 килограммов упаковочной тары в год. Данный показатель все больше приближается к европейскому уровню. При этом процент утилизируемой тары остается практически на прежнем уровне. Пластмассовые бутылки и другая упаковочная тара не разлагается, как обыкновенный мусор, что наносит непоправимый ущерб экологии. Бесспорно, бывшую в употреблении упаковочную тару необходимо утилизировать. Вопрос состоит в том, как и за чей счет.
Пластмассовая тара может быть захоронена, что ведет к увеличению площади свалок. Использованная пластмассовая тара может быть сожжена. Этот активно метод используют, например, в США, а вырабатываемая при этом энергия используется для нужд населения. Однако этот путь утилизации экологически небезопасен, так как в атмосферу поступает много вредных веществ.
Бывшие в употреблении пластмассовые изделия могут быть использованы вторично. Технологии такой переработки разработаны давно. Например, бывшие в употреблении целые или спрессованные пластиковые бутылки чаще всего перерабатываются в хлопья размером 6-10 миллиметров. Технология переработки заключается в последовательном отделении от бутылок различных включений с последующим дроблением сырья и измельчением хлопьев. Завершается процесс сушкой хлопьев и отделением загрязнений. Вторичный ПЭТ после измельчения добавляется в гранулят (по ГОСТу до 10%), а дальше снова идет в преформы. Обычно этим занимаются компании, связанные с литьем преформ. Следует заметить, что оборудование для мытья, очистки, дробления бывшей в употреблении тары стоит недешево – от 500 тыс. долларов.
Область применения переработанного пластика обширна и не исчерпывается технологией «бутылка из бутылки». Так, в США уже несколько лет ведутся исследования о возможности изготовления шпал из переработанного пластмассового вторсырья. Во влажных условия такие шпалы не будут гнить. На Тайване из него делают волокна, основу для напольных покрытий.
Существует и российский опыт. В Тюмени бутылки перерабатывают в черепицу, в Набережных Челнах делают мебель для летних кафе. Также из бутылок получается качественная и недорогая офисная мебель. Применение переработанной пластмассы теоретически не ограниченно и пока единственное исключение – ее вторичное использование для изготовления пищевой упаковки. Качество отечественного ПЭТ-пластика пока не позволяет выпускать тару для продуктов из переработанных пластмасс.
Но если проблемы выбора технологии переработки и вторичного использования изделий из пластмасс разрешимы, то вопрос о сборе тары стоит гораздо острее. Из-за того, что люди часто не осознают необходимости утилизации бытового мусора, а государство не организует целенаправленного сбора тары, заводы по переработке пластиковой упаковки простаивают, хотя спрос со стороны предприятий, изготавливающих преформы, есть. Так, например, завод в городе Лермонтов перерабатывает ежемесячно только 10 тонн пластика при его реальной мощности в 30 тонн. При этом 80% сырья для переработки - брак, закупаемый у близлежащих заводов, выпускающих ПЭТ-тару. И только 20% использованных бутылок поступает из сборных пунктов.
В Нижегородской области попытались организовывать пункты по сбору пластмассовой тары около школ, но объемы сбора были невелики. В Москве центр по переработке был открыт еще в 2000 году. Власти надеялись, что пенсионеры и школьники займутся сбором пластиковых бутылок с той же активностью, с которой собирают стеклянные. Но ожидания не оправдались.
Впрочем, по оценкам экспертов, положительная тенденция в решении вопроса переработки использованной тары уже наметилась, и в скором времени в России будет перерабатываться 30% бывшей в употреблении пластмассовой тары, что считается хорошим показателем и для западных стран.
Рассматриваются варианты организации работы, нашедшие применение за рубежом: обязать компании, производящие пластиковую тару, заниматься ее сбором или ввести для производителей дополнительный налог, который шел бы на покрытие затрат по ее утилизации. Во втором случае за счет налога, естественно, увеличивается цена продукции для потребителя. Товары, в стоимость которых включена стоимость переработки упаковки, маркируются на Западе знаком «Зеленая точка». Ряд таких продуктов можно увидеть и на российском рынке. Но чтобы получать помощь и консультации других государств России необходимо как можно скорее присоединиться к данной программе.
Отраслевые эксперты предостерегают от применения зарубежного опыта, отмечая, что отечественные компании склонны занижать показатели объемов производства, чтобы уменьшить сумму выплачиваемых налогов. Могут быть занижены также и показатели сбора бывшей в употреблении тары или искусственно уменьшены дополнительные налоговые поступления.
Но сами производители пластиковой тары, по крайней мере на словах, заявляют о готовности отчислять дополнительные налоги на переработку упаковки. Так, сотрудники компании «ДАКИ-НИП», специализирующейся на производстве оборудования для изготовления ПЭТ-бутылок и выпуске пластиковых бутылок из закупаемых преформ, с которыми побеседовал наш корреспондент, считают, что включение в цену упаковки стоимости ее переработки – удачное и продуктивное решение, несмотря на то, что следствием явится некоторое удорожание упаковки.
В сложившейся ситуации предпринимателю невыгодно заниматься переработкой пластиковых бутылок еще и по той причине, что зарубежные линии для переработки дороги, а российских аналогов практически не существует. Хотя определенных успехов в производстве оборудования для переработки пластиковой упаковки добились в Белоруссии и на Украине.
Утилизацией должны озаботиться предприятия, создаваемые муниципальными властями. Они же будут организовывать сбор и транспортировку тары. Поскольку опираясь только на отчисления производителей тары, невозможно организовать ее переработку в масштабах всей страны. Наладить утилизацию возможно, если будет принята полноценная государственная программа, которая позволила бы привлечь значительные средства. Закон «Об упаковке и упаковочных отходах» как раз и призван решить правовые проблемы деятельности упаковочной отрасли, в частности, вопрос переработки бывшей в употреблении тары и финансирования подобных программ.