Рынок автомобильных шин в 2021 году активно восстанавливался после просадки из-за ограничений на фоне коронавируса: только для вторичной комплектации автомобилей в РФ было продано порядка 40,5 млн шин, оценили производители. Весь рынок, по расчетам Минпромторга, составил 51 млн штук. Спрос подогрели и закупки дилеров, заполнявших склады в преддверии 2022 года. Стоимость шин выросла в среднем на 20–25% из-за удорожания материалов и логистики.
Продажи производителей шин для вторичной комплектации в РФ в 2021 году составили 40,5 млн штук, сообщил гендиректор Nokian Tyres Андрей Пантюхов: «Рынок после определенной просадки в 2020 году существенно вырос и, по нашей оценке, достиг общего уровня примерно в 40,5 млн шин. Это вторичный рынок, летние и зимние шины, без шин для первичной комплектации». В Michelin оценивают объем рынка схоже — в 40,7 млн шин, что «соответствует росту почти на 20% относительно 2020 года». Драйвером роста стал запрос дилеров на пополнение своих складских запасов на текущий год и под старт сезона 2022 года. «При этом рынок розничных продаж 2021 года также показал хороший рост, но более умеренный — 5,5%, достигнув объема 37,4 млн шин»,— заключают в Michelin.
В Bridgestone также говорят о росте шинного рынка в 2021 году. В частности, в сегменте легковых автомобилей спрос подогрел тот факт, что «все больше людей отдавали предпочтение путешествиям на автомобилях».
По оценкам Минпромторга, потребление шин во всех сегментах рынка в 2021 году выросло на 8% (с учетом как первичной, так и вторичной комплектации). «С начала 2021 года ситуация в шинном сегменте стабилизировалась, производство восстановилось после кризиса 2020 года, достигнув уровня доковидных значений и составив 59,4 млн штук, что выше уровня 2020 года на 8%»,— сказали “Ъ” чиновники. Экспортные поставки выросли на 4% (31,3 млн шин), импорт — на 1% (23,2 млн шин), и исходя из этого внутренний рынок за год они оценили в 51,3 млн шин.
В 2021 году рынок лишь частично восстановил потери первого года пандемии, когда локдаун и региональные ограничения пришлись как раз на сезонные пики продаж на шинном рынке весной и осенью, отмечает исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева.
В Bridgestone говорят о некотором ухудшении ситуации с доступностью импортной продукции в прошлом году и с дефицитом самых популярных моделей и типоразмеров: «Это было связано с последствиями нестабильных производственных процессов на некоторых заводах в период пандемии, проблемами с доступностью контейнеров, необходимых для морской перевозки, и прочим». Кроме того, там наблюдали дефицит продукции по некоторым моделям шин из-за повышенного спроса в летнем сезоне. Дефицит на протяжении 2021 года наблюдался в первую очередь в среднем и бюджетном ценовых сегментах, что было особенно заметно на летнем сезоне, добавляют в Michelin: в результате увеличилась доля премиальных брендов в продажах летних шин. В 2022 году там ожидают умеренный рост отгрузок дилерам — порядка 2–3%, но и увеличения спроса со стороны конечных потребителей в пределах 5%.
Прогноз Nokian Tyres по рынку предполагает рост на 5–10%. В частности, за счет того, что часть спроса не была удовлетворена в прошлом году, так как традиционные для автопрома проблемы дефицита и роста себестоимости не обошли и шинников. Сырье и материалы в 2021 году подорожали на 15%, но основное удорожание пришлось на конец года, и в 2022 году сырье и материалы еще прибавят в стоимости, говорит Андрей Пантюхов. В рознице в среднем можно говорить о росте цен на 25% за 2021 год, заключает он, но по разным брендам и категориям эта цифра может отличаться. В drom.ru сообщили, что за 2021 год стоимость новых шин в среднем увеличилась на 22%, предложение сократилось на 15%. В целом на рынок в этот период оказывали влияние маркировка, пандемия коронавируса и рост цен на сырье, отмечают там: «Рост цен на шины продолжится. Будут сезонные повышения стоимости: в марте—апреле и в сентябре—октябре».
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что в пандемию спрос на шины на вторичном рынке проседал, поскольку многие просто не пользовались автомобилем: «Сейчас происходит восстановительный рост». Дальше ситуация на рынке будет в значительной степени зависеть как от темпов роста продаж автомобилей, так и от цен на нефть и каучук. Помимо рыночных факторов, отрасль опасается изменения системы расширенной ответственности производителя (РОП), которая, по сути, предполагает заменить принцип «утилизируй или плати» на экосбор за всю введенную в оборот продукцию.