Начиная с марта рынок упаковки в России пережил ажиотажный спрос, частичный дефицит и рост цен. Доступность различных сегментов упаковки снизилась, возникли проблемы с картоном, бумажными этикетками и алюминиевыми крышками, не хватало импортных составляющих: лаков, красок, клея и специальных добавок. Пятый пакет санкций, введенных против российской экономики, разрушил надежды на возможность продолжить покупать европейские компоненты.
Снижение доступности упаковки отразилось прежде всего на FMCG (Fast Moving Consumer Goods, быстро оборачиваемые потребительские товары). Представители ритейла столкнулись с ростом отпускных цен у производителей, которые объясняли это подорожанием логистики и упаковки, пишет plastinfo.ru.
Что происходит на рынке?
В сегментах гибкой и пищевой упаковки в марте — апреле отмечался ажиотажный спрос. Сказался дефицит упаковки и ее отдельных компонентов и рост потребления — из-за ухода ряда компаний с рынка, а также в рамках традиционной закупки перед майскими праздниками. Как отметила эксперт по маркетингу сегмента «Упаковка» компании СИБУР Мария Виноградова, во втором квартале ожидается падение спроса в этих сегментах.
«В транспортной упаковке ажиотажный спрос уже спал, однако опрошенные нами производители пока не дают дальнейших прогнозов. В целом прогнозируется достаточно резкий спад в течение двух-трех месяцев. Дополнительное влияние оказывает регулятор, который стремится сдерживать цены не только на полимеры, но, собственно, на саму упаковку и продукты. В то же время аналитические агентства показывают, что средний чек потребителя сокращается, то есть в ближайшее время мы ожидаем снижения потребительской способности», — добавила Мария Виноградова.
Импортозамещение в сфере производства гибкой упаковки для пищевой отрасли ведется с 2014 года. Так, например, в компании «Данафлекс» вспоминают, что в 2014–2015 годах доля валютной составляющей в компании доходила до 70%, сейчас она меньше 15–20%. Однако пока незаменимыми остались краски, лаки, пигменты и клей.
«Всем в отрасли хорошо известны европейские поставщики этих компонентов, которые больше не могут работать с нами из-за пятого пакета санкций. Мы обращались в эти компании, чтобы они обратились в ООН с пояснением, что краска для производства гибкой упаковки для пищевой промышленности — не военный объект, а важная гуманитарная составляющая. Но не думаем, что это поможет. Сейчас делаем акцент на отработку азиатских поставщиков. Благо мы уже давно успешно тестировали целый ряд их продукции, но не рисковали переходить на азиатские краски, зная, насколько важно для дизайнеров и бренд-менеджеров идеальное попадание в цвет. Но сейчас необходимо быстрее тестировать новые решения. Надо спокойно относиться к тому, что с цветопередачей при переходе на новые краски возможны проблемы. Ведь требуется перепрофилирование всех печатных машин, а на это сейчас нет времени», — отметил директор по маркетингу группы компаний «Данафлекс» Евгений Бантуков.