севпоток

Российское правительство, «Газпром» и немецкий бизнес нашли особое обоснование для находящегося под санкциями «Северного потока – 2» (СП–2). Этот проект можно использовать для поставок водорода, что соответствует экологической повестке Европы. «Газпром» предложил построить на севере Германии завод по производству низкоуглеродного водорода из российского газа. Минпромторг прочит Германии роль локомотива водородной энергетики – не без участия России, конечно. Можно ли считать такой водородный разворот способом обойти санкции? Эксперты считают, что не совсем.

«Газпром» создает специализированную дочернюю компанию «Газпром водород» для реализации проектов в области водородной энергетики. Одно из предложений концерна – построить на севере Германии, в районе выхода газопроводов «Северный поток» и «Северный поток – 2», завод по производству низкоуглеродного водорода из российского газа путем пиролиза. «Здесь углеродный след будет 1,2–1,6 кг СO2 на килограмм водорода, то есть практически в три раза ниже, чем критерий для низкоуглеродного водорода в Евросоюзе», – сказал замглавы департамента «Газпрома» Александр Ишков. Планируется, что для производства водорода может использоваться электроэнергия от возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Сегодня «Газпром», по словам Ишкова, производит на своих объектах 380 тыс. т водорода в год, со следующего года концерн готов начать продажу водорода в объеме до 10 тыс. т в год третьим сторонам.

Как пояснил «НГ» аналитик Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергей Капитонов, в Европе, да и в Германии политическое отношение к новой водородной энергетике однозначное: приоритет будет отдаваться производству так называемого зеленого водорода путем электролиза на мощностях ВИЭ.

Водород же, полученный путем риформинга метана, предполагается использовать только в качестве промежуточного топлива. «У «Газпрома» есть надежды на технологию пиролиза – производства водорода из метана без выбросов СО2. Доказать Германии и Европе жизнеспособность этих технологий возможно только путем реализации совместных проектов», – отметил эксперт.

В российском правительстве тоже полны оптимизма. Как сообщил Александр Новак за неделю до назначения вице-премьером, к 2035 году Россия планирует увеличить объем добычи природного газа до 1 трлн куб. в год и стать за счет этого мировым лидером по производству чистого водорода. «Исходим из того, что Германия может стать локомотивом развития водородной энергетики во всем мире. И мы, Россия, рассчитываем на крепкое, долгосрочное сотрудничество в данной сфере», – уточнил затем глава Минпромторга Денис Мантуров.

Германия и весь Евросоюз взяли курс на декарбонизацию экономики, и это повышает актуальность водорода. Причем, как уточняют аналитики Deutsche Welle, в ФРГ намерены активно привлекать давних традиционных партнеров к участию в происходящем энергетическом переходе. «Используя водород как устойчивый энергоноситель, мы хотим и будем продолжать энергетическое партнерство между Германией и Россией», – заявил ранее глава инициативной группы Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП) по водороду Торстен Мурин.

Пресс-служба палаты приводит также слова исследователя водорода Юрия Добровольского, указавшего, что самый эффективный и дешевый способ транспортировки водорода – трубопроводный, и с этой точки зрения проект «Северный поток – 2» наиболее экономически выгоден. «Водород – экологичный энергоноситель, позволяющий достичь цели Парижского соглашения, и «Северный поток – 2» может использоваться для его транспортировки – это факт», – также сказала «НГ» координатор инициативной группы по водороду ВТП Ирина Гречухина.

Итак, «Северный поток – 2» общими усилиями вписывают в экологическую повестку Европы, решившей отказаться от углеводородов. И в этой истории, связанной с «СП-2», возможно, появился еще один любопытный аспект.

«Управление делами земли Мекленбург–Передняя Померания под руководством премьер-министра Мануэлы Швезиг спешно работает над инструментом для обхода существующих и предстоящих в январе санкций США в отношении проекта газопровода «Северный поток – 2», – сообщило немецкое издание Bild со ссылкой на источники.

Для этой цели, как уточняется, планируется учредить Фонд защиты климата Мекленбурга–Передней Померании, который затем якобы должен будет признать почти готовый российский газопровод «важнейшим элементом для защиты окружающей среды Мекленбурга–Передней Померании» и предпринять все усилия для доведения проекта до конца. Версия такова, что находящиеся под угрозой американских санкций немецкие компании будут работать с фондом, а не напрямую с российским газовым проектом.

Можно ли считать, что водородный разворот экспорта в страны Европы станет способом России обойти санкции? «Категорически нет: энергетический разворот никак не связан с санкциями. Санкции являются частью общеполитического диалога между Россией и Германией, а «Северный поток – 2» и производство водорода лежат исключительно в экономической плоскости», – сказал председатель правления Creon Capital Фарес Кильзие.

«Проект «Северный поток – 2» важен для ФРГ в такой же степени, насколько он важен для России в плане поставок углеводородного сырья и получения доходов, – сказал эксперт. – Однако внутриполитический ландшафт Германии разделен на два лагеря. Первый лагерь не видит перспектив проекта, в то время как второй лагерь возлагает на него большие надежды с точки зрения долгосрочной энергетической безопасности и подспорья на переходный период для производства «бирюзового» водорода (путем синтеза метана) ровно до тех пор, пока «зеленый» водород не станет приоритетом».

Кильзие обратил внимание на то, что водород может производить не только «Газпром», но и другие игроки. «Экономика ФРГ основана на принципах свободного рынка. И мы не наблюдаем каких-либо ограничений для инвестиций в немецкую водородную энергетику. С точки зрения «Газпрома», строительство европейского водородного производства должно быть оправдано экономически. Если эта инвестиция вписывается в общую инвестиционную программу и проект с точки зрения компании является рентабельным, мы не думаем, что для строительства могут возникнуть препятствия», – отметил он, комментируя идею «Газпрома» по возведению завода. Правда, Кильзие также сообщил, что без завершения строительства «Северного потока – 2» речи о строительстве завода по производству водорода быть не может. «Строительство затянулось по ряду причин, в том числе из-за санкций США, к которым «Газпром» оказался технически не подготовленным, – считает эксперт. – Однако сейчас многие вопросы, касающиеся сроков окончания строительства трубопровода, находятся в компетенции немецкого руководства. Главное препятствие для проекта – это внутриполитический диалог между партиями в самой Федеративной Республике Германия. Канцлер Меркель многократно и дальновидно подчеркивала важность этого проекта для экономики Германии и Европы в целом. И если экономический разум победит, то политический за ним проследует».  

Идея строительства «Газпромом» завода в Германии по производству водорода хорошая, но ее реализация будет зависеть от бизнес-плана, стоимости проекта и от конкурентной цены произведенного водорода, уточнил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

«Сегодня нормы европейского газового рынка не применяются на формирующемся водородном рынке, однако куда зайдет регулирование в будущем, например, в части доступа третьих лиц, пока непонятно, – обратил внимание Сергей Капитонов. – Хотя очевидно, что ребрендинг «Северного потока – 2» пойдет «Газпрому» только на пользу».

«Вряд ли идея с водородным разворотом станет переломной точкой в проекте «СП–2», но она поможет довести проект до логичного завершения. Вся проблема Европы и США в том, что они видят в России исключительно торговца сырьем. Высокотехнологичный и современный завод поможет изменить репутацию РФ и «Газпрома» в лучшую сторону. Решит ли это проблему с санкциями? Конечно, нет», – считает старший аналитик центра «Альпари» Анна Бодрова.

«Уже с 5 декабря трубоукладчик «Академик Черский» может продолжить работы по «СП-2», но только пока до конца года. На январь и далее работы еще не согласованы. Смена власти в США как главного противника «Северного потока – 2» произойдет с 1 января. Поэтому многие аналитики предполагают, что в первом квартале в ситуации «пересменки» может возникнуть неопределенность и новых санкций не введут, а значит, появится «окно» для работы трубоукладчика, – говорит доцент РЭУ им. Плеханова Александр Тимофеев. – В любом случае вложено в проект очень много средств, и он точно будет достроен».