"Татнефть" в 2013 г. будет бурить по одной парной скважине на природный битум (сверхвязкая нефть - СВН) ежемесячно. В итоге к имеющимся сегодня 17 парам горизонтальных скважин (в эксплуатацию введены 13) на Ашальчинском месторождении СВН добавятся еще 11-12. Об этом сообщил генеральный директор компании Шафагат Тахаутдинов, пишет www.oilcapital.ru.

По его информации, если на начальной стадии опытно-промышленной разработки данного месторождения (работы здесь начались в 2006 г.) на одну пару скважин (одна – для закачки пара в пласт, другая – для извлечения разжиженного сырья) буровики затрачивали 80-90 дней, то на бурение последних двух понадобилось по 1 месяцу.

В 2014 г. темпы работ будут ускорены в связи с ожидаемым поступлением еще одной специальной буровой установки из Канады. В отличие от действующей она обладает большей грузоподъемностью и большим крутящим моментом.

В 2012 г. "Татнефть" добудет 73 тыс. тонн природного битума, что в 1,8 раза больше чем в 2011 г. С начала разработки будет добыто 179 тыс. тонн. В настоящее время суточная добыча достигли 285 тонн.

"Добыча битумной нефти - наше новое направление" - заявил Ш.Тахаутдинов. Компания приняла решение интенсифицировать разработку СВН после того, как в текущем году были получены налоговые льготы на этот вид нефти и ее добыча стала рентабельной.

В РФ, по словам Ш.Тахаутдинова, технология добычи СВН отработана только на Ашальчинском месторождении. С 2006 г. компания в этом направлении продвинулась достаточно и поэтому не нуждается в привлечении стратегического иностранного партнера, которого она искала на начальном этапе.

Компания планирует в открываемом ею технопарке" Сколково" научно-техническом центре одним из направлений взять разработку технологии по замкнутому обороту воды при добыче СВН. Для решения этой задачи будут привлечены ведущие научные учреждения.

Что касается планов по переработке природного битума, Ш.Тахаутдинов сообщил, что в 2012 г. в порядке эксперимента были переработаны около 2 тыс. тонн на Елховской нефтеперерабатывающей установке "Татнефти". Получены неплохие результаты с выходом бензина, дизтоплива и дорожного битума. Последний использовали для дорожного строительства. "Весной посмотрим, какого он качества", - сказал гендиректор и отметил, что чем тяжелее нефть в переработке, тем качество дорожного битума по связующим свойствам выше.