еврокомиссия

Расследование причин газового кризиса в Европе может продлиться два-три года. Об этом «Известиям» во вторник, 15 февраля, рассказал представитель Еврокомиссии.

«Расследования, конечно, не могут длиться вечно, но антимонопольные дела, как правило, длятся довольно долго, я бы сказал — в среднем два-три года. Но, как уже было сказано, это варьируется от случая к случаю», — отметил представитель европейского регулятора, комментируя сроки антимонопольного расследования. 

Накануне в Еврокомиссии заявили, что «по закону не существует крайнего срока для завершения расследования антиконкурентных действий. Их продолжительность зависит от ряда факторов, включая сложность каждого дела, степень сотрудничества соответствующих компаний с комиссией и осуществление прав на защиту».

«Возможно, вы могли бы посмотреть некоторые более старые дела, как, например, первое дело «Газпрома» или любое из расследований в отношении любых крупных технологических компаний, но, честно говоря, не стали бы их сравнивать, поскольку каждое дело отличается и его завершение зависит от всех разных факторов, как упоминалось ранее», — пояснили в Еврокомиссии.

В 2012 году ЕК по запросу восточноевропейских стран ЕС начала расследование в отношении «Газпрома» в связи с обвинением российской компании в злоупотреблении доминирующим положением на рынках газа Центральной и Восточной Европы и установлении несправедливых цен. В 2015 году российскому газовому холдингу было выдвинуто официальное уведомление о претензиях. Утверждалось, что «Газпром» злоупотребляет своим монопольным положением в восьми странах — в Эстонии, Венгрии, Болгарии, Чехии, Латвии, Литве, Польше и Словакии. ЕК предположила, что компания таким образом пыталась организовать условия для создания газовой инфраструктуры в Польше (газопровод Ямал — Европа) и Болгарии («Южный поток»).

Лишь в 2018 году Еврокомиссия и «Газпром» пришли к мировому соглашению о закрытии антимонопольного дела без штрафов. Взамен «Газпром» принял на себя ряд юридических обязательств по изменению своей бизнес-модели в странах Евросоюза на восемь лет. В случае невыполнения «Газпромом» условий сделки ЕК оставила за собой право наложить на компанию штраф в размере до 10% от ее общемирового оборота, иными словами — он может достичь $10 млрд. 

На этот раз энергетический кризис разразился в Европе в 2021 году. Страны — члены ЕС столкнулись с серьезным ростом цен на газ и, как следствие, на электричество. Это привело среди прочего к тому, что ряду предприятий и семей стало трудно оплачивать соответствующие счета. Властям Евросоюза пришлось предпринимать меры для их поддержки, объем которых в денежном эквиваленте оценивается в миллиарды евро.

По этой причине осенью 2021 года группа депутатов Европарламента заявила, что «Газпром» может быть виновен в рекордном росте цен на газ в Европе и использовать это в своих целях. Законодатели призвали Европейскую комиссию расследовать роль российской энергокомпании в сложившейся ситуации. Они направили письмо Маргрет Вестагер и еврокомиссару по энергетике Кадри Симсон, в котором призвали «срочно начать расследование возможных преднамеренных манипуляций на рынке со стороны «Газпрома» и потенциального нарушения правил конкуренции ЕС».

Сейчас в Еврокомиссии поясняют, что нарушение правил конкуренции ЕС можно обнаружить только при наличии доказательств, свидетельствующих о существовании соглашения или согласованной практики, ограничивающей конкуренцию (ст. 101 TFEU — Договор о функционировании Европейского союза,) или неправомерного поведения компании, занимающей доминирующее положение на соответствующем рынке (ст. 102 TFEU).

«Хотя законодательство ЕС о конкуренции в принципе не допускает вмешательства, направленного на общее увеличение поставок или снижение оптовых цен на природный газ, оно может устранить возможные нарушения конкуренции компаниями, действующими на европейских газовых рынках, с целью восстановления конкурентных рыночных условий. Это в свою очередь может помочь обеспечить надежное и устойчивое снабжение энергией по доступным ценам», — отмечают в ЕК.

Между тем российский вице-премьер Александр Новак отмечал, что никакой вины «Газпрома» и России в европейском энергокризисе нет. По его словам, Еврокомиссия проводила целенаправленную политику на уход от долгосрочных контрактов к спотовым, но такие поставки идут туда, где цены выше, и не дают даже среднесрочной предсказуемости. Россия готова увеличивать добычу и поставки газа в Европу, но «Газпрому» нужны долгосрочные контракты, потому что потребуются большие инвестиции, отмечал Новак. Президент РФ Владимир Путин также указывал, что европейцы сами создали себе проблемы с газовыми ценами.