Имидж полимерной индустрии в России сложился из воспоминаний об ужасной советской одежде из нейлона и о разбросанных по дачным поселкам бутылках и пакетах из пластика. Разрушить миф — основная задача отрасли сегодня.

АННА ДАУТОВА, генеральный директор компании Inventra

Полимерной индустрии в России не очень повезло. Дело даже не в болезнях роста, которым сейчас подвержена эта молодая отрасль, и не в перебоях со снабжением сырьем. Просто так повелось, что даже сами слова "пластмасса" и "синтетика" вызывают у наших соотечественников недоверие. Мол, ненатуральное все это, да и кто знает, как на здоровье будет влиять. Хотя никто об этом не задумывается, когда пьет воду из пластикового стаканчика или складывает продукты в пакет в супермаркете.

Отчасти в создании этого имиджа виноваты мы сами — все, кто работает на рынке полимеров. Кто-то закупает дешевое китайское оборудование и производит пластиковые окна, которые через год желтеют и крошатся. Кто-то завозит откровенно третьесортную пластиковую посуду из стран третьего мира или пытается сэкономить на сырье. Однако с каждым годом низкокачественный сегмент рынка сокращается, и все добросовестные производители заинтересованы в том, чтобы имидж отрасли кардинально улучшился.

Ту же цель преследует и нынешний выпуск приложения. Мы утверждаем, что современный пластик — это не только высокотехнологичное сырье, это еще и продукт, которому можно и нужно доверять. Мы расскажем, как пластик работает в медицинской промышленности — там, где люди доверяют ему свою жизнь. Как полимеры используются в автомобилестроении — и повышают безопасность на дорогах. Строительство, сельское хозяйство, ЖКХ, текстильная промышленность — сегодня полимеры присутствуют везде, и они не только облегчают работу людей, но и создают рабочие места, становясь локомотивом экономики.

Мы хотим сломать "пластмассовые" стереотипы, появившиеся в России исключительно из-за того, что отрасль долгое время практически не развивалась. Вы против пластиковых пакетов потому, что они не разлагаются в природе? А вы не думали, что надо просто организовать раздельный сбор мусора, а не выкидывать пакеты в лесу? Кстати, поклонники всего естественного часто не в курсе, что производство натуральных сумок может иметь серьезные экологические последствия для тех мест, где производят бумагу или хлопок.

Иногда люди просто не знают, какие возможности появились у современных полимеров. Некоторые мои знакомые пытаются убедить меня, что пластиковые трубы не подходят для горячей воды или что пластик не может быть крепче стали...

Победить мифы — задача для нашей отрасли, возможно, еще более важная, чем, например, избавиться от импортозависимости. Пока это удалось немногим, пожалуй, я знаю лишь один пример. ПВХ-окна начинали на нашем рынке в сопровождении массированной рекламы, рассчитанной на конечного потребителя, причем вкладывались в нее такие компании, как Veka или Rehau, которые работают в сегменте B2B. Пока что никто не последовал этому примеру.

Возможно, дело в том, что российский рынок разделился на две неравные составляющие. С одной стороны — нефтехимические гиганты, такие как "Сибур", "Таиф" или структуры "Газпрома". Они поставляют сырье, а этот рынок еще далек от насыщения, продукцию раскупают. Поэтому инвестировать в массовое продвижение полимерных товаров вроде бы нет смысла. С другой стороны, находится огромное количество малых и средних переработчиков — более 6 тыс. Они бы и рады поднимать спрос на свою продукцию, но здесь другая проблема: отрасль разобщена, а серьезных результатов можно добиться только совместными усилиями.

Сегодня экономическая ситуация подталкивает нас к консолидации, и, возможно, это единственная возможность для нового прорыва. Наша задача — наладить диалог не только внутри отрасли, но и с обычным потребителем, от которого на самом деле зависит наше развитие.

Источник: Ъ