Рынок газоразделительного оборудования в России постепенно воссоздается, но усилиями западных, а не отечественных компаний

В пятницу 17 июня в Москве в отеле «Балчуг Кемпински» состоялась первая международная конференция Creon «Промышленные газы». Мероприятие, которое прошло при поддержке компании Praxair, стало первым для «Креон» и было организовано в связи с большим интересом к индустрии криогенного оборудования и промышленных газов со стороны участников химического комплекса и смежных отраслей. В приветственном слове генеральный директор Creon Санджар Тургунов отметил, что на мероприятии собрались практически все ключевые российские и зарубежные игроки этого растущего и интересного рынка и поблагодарил участников за доверие к компании.

Конференцию открыл обзорный доклад руководителя отдела рынков химической продукции ИГ «Инфомайн» Лолы Огрель о рынке гелия в России. Потенциал страны по производству этого ценного газа используется сейчас достаточно слабо. Около трех четвертей мирового производства гелия приходится на долю США, в то время как Россия выпускает лишь 5%. При этом страна располагает колоссальными запасами гелия, более половины которых сконцентрировано в Сибири, прежде всего, на Ковыктинском и Чаяндинском месторождениях, которые сейчас не разрабатываются. Единственным источником гелия в России остается истощенное Оренбургское месторождение, которое при мощности по выпуску 7,5 млн м3 в год производит лишь 5 млн м3. Из этого объема на внутренний рынок поставляется только 1 млн м3, а остальные объемы сжижаются и поставляются на нужды медицины и зарубежным потребителям. Внутреннее потребление, как и производство жидкого гелия в России снижается, как и его запасы, которые находятся на критически низком уровне и из которых осуществляется экспорт этого ресурса в страны Западной Европы, прежде всего, в Германию и Бельгию. При этом экспортные цены составляют около 3,5 долларов за литр, тогда как в самой России гелий стоит около 16 долларов, а импортируется по 6,4. Парадокс объясняется отсутствием единого рынка, дефицитом гелия внутри страны, сложностью доставки, хранения и дистрибуции импортируемого сырья. Газообразный гелий в России потребляется московским НИИ «КМ», которое сжижает его и реализует медицинским организациям, производителям воздушных шаров, рекламным компаниям, научным организациям. Другими крупными потребителями гелия являются Балтийский завод в Санкт-Петербурге, «ВСМПО-Ависма» и другие высокотехнологичные предприятия. При этом на долю ядерной энерегетики и научных организаций приходится только 3% потребления гелия, а жидкий гелий используется почти исключительно для заправки томографов. При этом еще двадцать лет назад главными потребителями гелия в России были физические институты, за рубежом активно развиваются передовые технологии, связанные с использованием гелия в энергетике. В России же, несмотря на то, что спрос на гелий будет расти на 5-8% в год, структура его потребления пока не обещает стать инновационной, а Ковыктинское и Чаяндинское месторождения не будут осваиваться ранее 2016-17 годов. При этом проблема гелия – одна из тех, что препятствуют ускорению разработки: необходимо либо отдать извлечение газа на откуп Китаю, либо строить крупные хранилища сверхлетучего газа. Последний вариант требует колоссальных инвестиций, которые, по мнению г-жи Огрель, может осуществлять только российское правительство в рамках обеспечения инновационного развития экономики.

О деятельности компании НИИ «КМ», которая занимает четверть российского рынка гелия, рассказал директор по инновациям CryoStar Вячеслав Уткин. Компания начала деятельность на базе оборудования Курчатовского института в Москве и производит не только гелий, но и азот, кислород, аргон и другие промышленные газы. Кроме того, компания занимается обслуживанием томографов (заправляет их гелием), ремонтом криогенного оборудования. В перспективе важным рынком сбыта гелия для России, по словам г-на Уткина, может стать обслуживание криогенных машин на танкерах по перевозкам сжиженного природного газа. В партнерстве с CryoStar компания продвигает на российском рынке детандер-насосы для работы в криогенных жидкостях. Такие насосы широко используются в энергетике, газотранспортных системах. Компания также предлагает компрессоры для автоцистерн и станций заправки автомобилей сжатым и сжиженным природным газом. Первая опытная АЗС второго типа уже работает в Москве на территории автобусного парка.

Представители ведущих западных компаний, работающих в индустрии технических газов, рассказали о ведении бизнеса в России и реализованных проектах. Директор по продажам Air Products Андрей Виноградов детально рассказал о схеме аутсорсинга (on-site projects) поставок технических газов, по которой работает компания. Схема работы заключается в создании на площадке заказчика собственного производства технических газов, которые продаются заказчику согласно условиям договора, который заключается на 15 лет. Излишек газов в случае недостаточного потребления заказчиком, компания продает самостоятельно, а при снижении потребления ниже оговоренного уровня (60-70%) получает компенсационные выплаты (принцип take-or-pay). При этом все расходы по производству, монтажу, обслуживанию и ремонту оборудования несет компания-аутсорсер, что, безусловно, крайне выгодно для заказчика, который платит только за конечную продукцию. Air Products участвует в проектах с Alcoa (Самарская область), PepsiCo (Московская область) и «Сибуром» (Воронежский завод синтезкаучука). По словам докладчика, российские компании, особенно ведущие бизнес за рубежом, все активнее присматриваются к схеме аутсорсинга и можно ожидать подписания новых контрактов.

Директор по развитию бизнеса филиала итальянской SIAD Сергей Булавинов в презентации о компании, которая располагает 220 установками воздухоразделения по всему миру, сделал акцент на том, что компания предлагает оборудование по индивидуальным проектам в зависимости от потребностей заказчика. В России и странах СНГ SIAD успешно работает на Киришском НПЗ, Одесском припортовом заводе, Серовском металлургическом комбинате, в Выксе, Тюмени, Шахтах и у других предприятий нефтегазохимии и металлургии. Перспективными направлениями деятельности г-н Булавинов считает закачку ПНГ в пласт и реализует первый проект такого рода совместно с нефтяной компанией РИТЭК. Однако проблемой во всех случаях является необходимость технологического прогнозирования на 15-20 лет вперед, определение оптимальной мощности установок, а в российских условиях строить планы на будущее непросто.

Генеральный директор российского филиала немецкой Linde Александр Звонов рассказал о производстве и маркетинге продукции компании в России. Компания имеет три производственных площадки в Балашихе, Самарской и Свердловской областях, реализует промышленные газы конечным потребителям. В 2010 году объем продаж в России составил 2 млрд рублей, компания занимает около 16% рынка промышленных газов и формирует собственную сеть дистрибуции. В отличие от активных сторонников аутсорсинга, компания предоставляет услуги по любым схемам в зависимости от желаний партнеров. Сейчас реализуется новый проект в Калуге по обеспечению аргоном местного завода специальной металлургии. С интересом компания смотрит и на перспективы развития в России водородной энергетики для автотранспорта, хотя пока даже в Германии работает всего 20 АЗС для автомобилей с водородными топливными ячейками.

В ходе дискуссии основными вопросами были перспективы развития российского рынка, внедрение схем аутсорсинга и конкуренция между российскими и западными компаниями. По словам директора по продажам PraxAir Андрея Андреева, перспективы ведения бизнеса в России весьма оптимистичны, поскольку в советские времена «Криогенмаш» смонтировал более 600 установок разделения воздуха, которые устарели и нуждаются в замене. За три года работы в России PraxAir уже подписала четыре контракта, в том числе с Нижнетагильским металлургическим комбинатом «Евраза». Компания работает в России только по схемам аутсорсинга. Менеджер корпоративного проекта «Сибура» Сергей Мурашов призвал российские компании не бояться аутсорсинговых схем и активнее обновлять оборудования, в самой компании полностью изношены и будут заменены в ближайшее время 90% установок разделения воздуха. Главный специалист по маркетингу «Криогенмаша» Олег Якупов оценил темпы роста российского рынка промышленных газов в 2-3% в год и пояснил, что аутсорсинговые схему устраивают далеко не всех потребителей, так например, НЛМК предпочел приобрести оборудование в собственность, и многие другие заказчики солидарны с ним. Заместитель начальника управления отраслевых программ «Газпром Энергосети» Николай Геско напомнил собравшимся, что в российских условиях исключительно важно юридическое обладание тем или иным ресурсом, гарантии стабильности поставок и поэтому массового распространения аутсорсинга, скорее всего, не будет. Сумеет ли Россия вернуть когда-то лидирующие позиции в выпуске такой важной продукции как оборудование для разделения воздуха на отдельные газы – вот главная проблема отрасли. Отечественный «Криогенмаш» теснят западные компании, которые пока не планируют локализовывать выпуск оборудования. По словам представителя Linde Александра Звонова, компания вполне могла бы создать производство в России, но при нынешнем объеме заказов и состоянии рынка делать это экономически бессмысленно.

По словам главы компании Creon Фареса Кильзие, ни у кого нет сомнений, что объем работы на российском рынке промышленных газов на ближайшие десять-пятнадцать лет очень велик. Однако динамика рынка достаточно слабая и это происходит из-за того, что западные компании пока не выработали модель ведения бизнеса в России, которая бы учитывала местные условия и тот научный и технологический потенциал, которым располагает страна. К примеру, у России есть все, чтобы принять участие в будущем переделе рынка гелия и занять на нем если не первое, то хотя бы второе место.