Каковы перспективы производства сжиженного природного газа в России, РБК+ рассказал председатель комитета исполнительных директоров, главный исполнительный директор «Сахалин Энерджи» Роман Дашков.
— На мировом рынке сжиженный природный газ продолжает пользоваться спросом. Выдержит ли СПГ в дальнейшем конкуренцию с другими видами топлива, в том числе с трубопроводным газом?
— Я бы разделил этот вопрос на две части. Первое: природный газ — безопасный и экономически привлекательный вид топлива, что позволяет ему успешно конкурировать с другими ископаемыми источниками энергии, такими как нефть и уголь. Негативное воздействие применения угля на окружающую среду укрепляет позиции экологически чистого природного газа в энергобалансе стран. Второе: конкуренция между СПГ и трубопроводным газом. Могу сказать, что ее по большому счету нет. У СПГ своя основная ниша — удаленные и географически сложные регионы. СПГ представляет собой уникальный по энергетическим и экономическим свойствам продукт, эти свойства позволили создать гибкую коммерческую основу доставки его на любые объекты. Кроме того, СПГ используется там, где диверсификация поставок позволяет получить быстрый экономический эффект, — здесь СПГ отлично работает совместно с трубопроводным газом, возможность начать использовать его раньше, чем трубопроводный, позволяет сглаживать неравномерности спроса и не сдерживать развитие промышленного сектора. Тем не менее важно понимать, что в каждой стране свои условия, свой уровень развития производственного комплекса, поэтому единого решения не существует. Во многих регионах, особенно в Азии, СПГ еще долго будет играть роль основного энергоносителя.
— Россия стремится усилить свое участие на рынке СПГ. Есть ли у российской стороны конкурентные преимущества, если есть, то распространяются ли они на Сахалин?
— Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа, обладая более чем 20% общемировых. Но гигантский потенциал производства СПГ связан в первую очередь не столько с наличием больших объемов запасов, сколько с себестоимостью производства. Сегодня в мире очень остро стоит вопрос конкуренции по затратам на производство и доставку СПГ. Природно-климатические условия Арктического региона, в котором находится большая часть извлекаемых запасов России, позволяют обеспечивать высокую эффективность добычи газа и производства СПГ за счет технологического процесса охлаждения. Соответственно, себестоимость кубометра сырьевого газа позволяет выйти на рынок СПГ с конкурентным предложением.
Сахалин — уникальное место с точки зрения и географического расположения, и климатических условий, и богатства ресурсной базы. Потенциал острова достаточен для производства СПГ и после 2050 года при должном развитии имеющейся минерально-сырьевой базы. Естественно, необходимо рассматривать потенциал роста СПГ комплексно, а для этого потребуется веское технико-экономическое обоснование, которое будет включать в себя дополнительное изучение ресурсной базы, подготовку к освоению с учетом привлечения других недропользователей, так как разведка на шельфе крайне капиталоемкая и рисковая зона. Ключевым моментом для Сахалина в этом случае станет необходимость продолжения и расширения программы геолого-разведочных работ.
— Какое оборудование используется — иностранное или отечественное?
— Крупные проекты по производству СПГ не могут развиваться без одновременной эволюции технологий и увязки с развитием машиностроительного комплекса отрасли. Понимая это, российские компании сегодня активно работают в этом направлении. Например, компания АО «Атомэнергомаш» в рамках соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве с компанией «Ямал СПГ» планирует поставлять крупнотоннажное и насосное оборудование, а также нефтехимические аппараты — теплообменники и сепараторы. Планы по выходу на рынок криогенного оборудования есть и у ПАО «Криогенмаш», который в рамках контракта с «Газпромом» разрабатывает собственную технологию производства СПГ, включающую создание опытной установки. До 80% основного технологического оборудования «Криогенмаш» может произвести сам. Для успешной реализации подхода крайне необходима поддержка правительства РФ.
— В прошлом году появилась информация о приостановке работ по расширению завода СПГ в рамках проекта «Сахалин-2». В этом году некоторые сообщения позволяют сделать вывод, что перспективы у строительства третьей линии есть. Как обстоит дело в действительности?
— Любая оценка обоснована с учетом текущих экономических условий, по прошествии времени она требует пересмотра. Вопрос об актуальности расширения производства не снят с нашей повестки дня, поскольку рынок СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе имеет больше шансов на подъем даже при текущем уровне цен. А наша компания — географически самый близкий поставщик для этого огромного рынка, и мы готовы привлечь дополнительные ресурсы. Расширение будет выгодно абсолютно всем — и покупателям, и акционерам, и государству.
— Возможно ли, по мнению специалистов «Сахалин Энерджи», создание на Сахалине, а не на Камчатке, как планируется, СПГ-хаба для поставок на внутренний и внешние рынки?
— Чтобы ответственно заявить об этом, требуется сделать технико-экономическое обоснование. Но у Сахалина есть значительные предпосылки для организации такого хаба с максимальной эффективностью для всех участников. В первую очередь благодаря наличию действующего производства СПГ, которое позволит повторно сжижать отпарной газ, образующийся при перегрузке и хранении СПГ. В результате будет повышаться эффективность комплекса. Кроме того, преимущество Сахалина по сравнению с Камчаткой состоит в более подходящей ледовой обстановке и уровне сейсмичности. С точки зрения объема необходимых инвестиций очевидно, что расширение проекта «Сахалин-2» гораздо эффективнее, чем создание всего с нуля, поскольку будет использоваться уже созданная инфраструктура, включая производственные объекты, логистику, систему поставок материально-технических ресурсов, таможенные и пограничные возможности, а также персонал. Если иметь в виду не только задачу выхода на мировые рынки, но и задачу развития использования газа на территории России, безусловно, наш завод по производству СПГ имеет все основания стать ключевым звеном в ее решении. Гораздо эффективнее будет обеспечивать поставки для газификации на базе СПГ отдаленных и труднодоступных районов Дальнего Востока, включая Камчатский край и Курилы, с доставкой морским транспортом.
Таким образом, идея создания перегрузочных мощностей на Сахалине с технической точки зрения реализуема, конкурентоспособна, надежна и безопасна с учетом 25-летнего опыта работы «Сахалин Энерджи».
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы альтернативной энергетики в России в сравнении с ископаемыми видами топлива?
— Вопрос полного отказа от ископаемого топлива не стоит на повестке дня. Россия богата разнообразными ископаемыми ресурсами и видами энергоносителей, поэтому грамотное использование этого потенциала — важная часть направления экономической политики государства. Наша страна, как и все остальные, ищет оптимальный баланс энергоресурсов в общем портфеле. Масштабное развитие использования экологически чистого природного газа внутри страны обусловлено наличием огромных запасов и конкурентоспособной себестоимостью ресурсов.
При этом развиваются и альтернативные источники возобновляемой энергии.
Я считаю, что сегодняшний баланс энергоресурсов оптимален. В то же время, пока идет так называемый золотой век газа, необходимо развивать и совершенствовать различные источники получения энергии, постоянно анализируя и уточняя оптимальный энергобаланс, используя современные технологии производства.
— И актуальный вопрос: как, на ваш взгляд, распад соглашения ОПЕК+, а также проблемы, связанные с распространением коронавируса COVID-19, скажутся на рынке СПГ, в том числе на спросе и на ценах?
— Нефтяной рынок переживает тяжелые времена и оказывает негативное влияние на рынок СПГ, особенно в части длинных контрактов, как правило привязанных к нефтяным котировкам. Спотовый рынок замер на весьма низких ценовых значениях. Но на фоне усилий правительства КНР в борьбе с коронавирусом и увеличением круга покупателей, желающих расширить свои энергетические портфели за счет самого чистого, а теперь и дешевого энергоносителя — СПГ, мы можем ожидать некоторого укрепления рынка во втором полугодии при условии купирования распространения COVID-19 в других регионах мира.