Как стало известно "Ъ", в правительстве готовят проект распоряжения, дающий "Роснефти" статус единственного продавца топлива для МВД. Опасаясь лишиться рынка, независимые поставщики пожаловались премьеру Дмитрию Медведеву, в ФАС, Минэкономики и Счетную палату. По их мнению, для обеспечения всех структур МВД "Роснефти" придется закупать топливо на рынке, что приведет к росту цены и расходов бюджета. В ФАС обещали проверить жалобу, а в Минэкономики и так считают, что давать статус единственного поставщика на рынках с развитой конкуренцией в принципе не следует.
НП "Совет по товарным рынкам" (СПТР, объединяет независимых участников топливного рынка) 25 марта сообщило премьеру Дмитрию Медведеву о своей обеспокоенности намерением "Роснефти" получить статус единственного поставщика моторного топлива для МВД. Копии документа были направлены руководителю ФАС Игорю Артемьеву, главе Минэкономики Алексею Улюкаеву, главе Счетной палаты Татьяне Голиковой.
В СПТР считают, что наделение госкомпании полномочиями единственного поставщика "приведет к негативным последствиям" и "подорвет интересы производителей нефтепродуктов и независимых участников рынка". "Роснефть", по версии независимых, не сможет эффективно обеспечить потребности всех территориальных органов МВД в топливе, что заставит госкомпанию закупать топливо у других поставщиков и в итоге завышать цены. "Роснефть" уже имеет статус единственного поставщика топлива МЧС (с июля 2014 года) и Следственного комитета РФ (с апреля 2015 года). В итоге, говорится в письме СПТР, стоимость бензина для нужд ГУ МЧС по Москве была завышена: Аи-92 обходился в 47,65 руб. за литр, Аи-95 — 49,2 руб. В СПТР говорят, что это примерно на 10 руб. выше рыночных цен.
Вице-президент СПТР Ринат Фаттахов подтвердил, что НП считает наделение "Роснефти" функциями единственного поставщика неэффективным и увеличивающим расходы бюджета: "Занимая 40% рынка, компания не обладает инфраструктурой и возможностью обеспечить топливом все органы МВД". Гендиректор компании "Солид — Товарные рынки" (входит в НП) Илья Мороз говорит, что проблем с поставками силовикам никогда не было, а "риски закрыты гарантийным обеспечением, которое вносится в начале торгов". В "Роснефти" и других крупных нефтекомпаниях отказались от комментариев. Но источник, близкий к одной из них, в целом согласился с выводами СПТР. По мнению Михаила Турукалова из "Аналитики товарных рынков", решение о расширении функций "Роснефти" противоречит развитию конкуренции на рынке нефтепродуктов. "В условиях конкуренции МВД однозначно будет получать лучшие условия, чем при одном назначенном поставщике",— считает он.
Один из источников в отрасли уточнил, что проект распоряжения правительства о наделении "Роснефти" статусом поставщика МВД уже согласовывается с ведомствами, но ФАС выступает против. По фактам, изложенным в письме СПТР, в службе пообещали провести проверку. Глава управления ФАС по регулированию ТЭК Дмитрий Махонин подтвердил, что ведомства согласовывают проект распоряжения, вскоре он может быть направлен в правительство. Он не смог оценить объемы потребляемого силовиками топлива, сославшись на гостайну. По данным сайта госзакупок, тендеры, проводимые территориальными органами и подведомственными организациями МВД, МЧС и СКР, достигают десятков миллионов рублей. Так, в 2015 году объем топливных тендеров главного центра административно-хозяйственного и транспортного обеспечения МВД РФ составлял от 200 тыс. до 69 млн руб.
В пресс-службе МВД не предоставили комментариев. Но в правительстве отношение к институту единственного поставщика как таковому далеко не однозначное. В марте глава ФАС Игорь Артемьев высказывал недовольство "безумным числом единственных поставщиков" и полагал, что "процентов 80" из них "надо обратно переводить в конкурентное поле". В феврале озабоченность ситуацией высказывала и Татьяна Голикова. В Минэкономики заявили, что "дали замечания, касающиеся обоснования цен контрактов и обоснованности выбора дочерних обществ "Роснефти" в качестве единственного поставщика". В министерстве добавили, что определение единственных поставщиков "должно рассматриваться в качестве исключительной меры и не должно применяться на рынках с развитой конкуренцией". Дмитрий Медведев в марте признавал, что иногда использование единственного поставщика "необходимо, и просто невозможно себе представить что-либо другое, когда это касается особо чувствительных сфер: безопасности, некоторых других". Но, добавлял премьер, есть ситуации, когда "использование конструкции обуславливается только ведомственными интересами".