льгота

14 января на Гайдаровском форуме замминистра финансов Алексей Сазанов заявил, что налоговую нагрузку на экономику России снизить нельзя. «А для нефтяников?» — переспросил его председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров. «А для нефтяников — надо смотреть», — ответил, улыбнувшись, Сазанов. 

«Посмотреть» на некоторых нефтяников Минфину и правительству поручил президент Владимир Путин: до конца мая они должны изучить вопрос о поддержке крупного проекта «Роснефти» — нефтехимического комплекса ВНХК (Восточная нефтехимическая компания) стоимостью до 1,5 трлн руб. Среди возможных мер — налоговое стимулирование, говорится в опубликованном 18 января ;протоколе по итогам президентского совещания о развитии нефтехимии. Также Путин поручил главам «Роснефти» и «Газпрома» «рассмотреть вопросы» об обеспечении предприятия природным газом «Газпрома» разработать «дорожную карту» строительства внешней инфраструктуры. Предполагается, что ВНХК, строительство которого было задумано еще в 2006 г., сможет перерабатывать 12 млн т нефти, выпуская 8 млн т нефтепродуктов и 3,4 млн т нефтехимии. 

О чем просила «Роснефть»

Господдержки проекта «Роснефть» добивалась уже много лет, в частности просила государство построить инфраструктуру для ВНХК стоимостью 124 млрд руб. Не дождавшись поддержки, в мае 2019 г. «Роснефть» исключила завод из инвестпрограммы. Но работа над проектом продолжилась, говорит один из собеседников и подтверждает человек, близкий к одному из министерств, участвующих в обсуждении вопроса. Правительство было недовольно исчезновением из инвестиционных планов компании такого крупного проекта, и «Роснефть» продолжила требовать улучшения условий для него.

Летом 2020 года стало известно, что компания ведет переговоры о новых льготах. Глава «Роснефти» Игорь Сечин попросил государство в течение 30 лет выплачивать заводу из бюджета повышенный обратный акциз на сырье (нафту и нефть). По оценкам Raiffeisenbank, при цене $60 за баррель дополнительная поддержка может составить 65 млрд руб. в год.

Запрошенные льготы превышают дополнительные эффекты для бюджета, говорил в середине прошлого сентября Сазанов. «Поэтому в том объеме, который они сейчас обозначили, мы не можем их предоставить», — объяснял замминистра. Теперь Минфин сменил гнев на милость, утверждают два человека, близких к правительству.

Минфин принял принципиальное решение предоставить льготы проекту, и, скорее всего, именно в виде повышенных обратных вычетов на нефть и нафту, говорит один из собеседников, но о подробностях еще предстоит договориться. Такое решение обсуждалось в Минфине, знает федеральный чиновник.

Государство также профинансирует строительство инфраструктуры за счет федеральных целевых программ, рассказывает собеседник. По его словам, речь идет о сумме чуть меньше 100 млрд руб. Пока предполагается, что «Роснефть» постепенно вернет эти деньги государству после запуска ВНХК, объясняет он. «Минфин совместно с заинтересованными ведомствами рассматривает вопрос о возможных мерах господдержки для проекта ВНХК, включая меры налогового стимулирования. Предложения будут подготовлены в установленные сроки», — сказал VTimes представитель Минфина. Представитель «Роснефти» не ответил на запрос.

Завод на продажу

С помощью стимулов компания хотела увеличить внутреннюю норму доходности (IRR) проекта примерно до 20%, писал РБК. Это почти вдвое выше IRR нефтехимических проектов в России в середине прошлого года (11%).

«Роснефти» нужна хорошая экономика, чтобы привлечь в ВНХК иностранного партнера, объясняет один из собеседников. Компания приглашала в проект американскую ExxonMobil и китайскую Sinopec, писали «Ведомости». 

В случае предоставления льгот теоретически проектом могут заинтересоваться азиатские и индийские компании, а также BP, которая давно работает с «Роснефтью» и является ее акционером, считает Сергей Суверов из УК «Арикапитал».

Если России и нужно строить новый крупный нефтехимический комплекс, то только на Дальнем Востоке, считает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Во-первых, ВНХК планирует выпускать моторное топливо, а в регионе давно сложился дефицит бензина. Во-вторых, в связи с климатической политикой в Европе потребление нефтепродуктов уже не восстановится до уровня 2019 года, а вот в Азии потребление бензина и дизеля продолжает расти, заключает он.