Слухи о продаже ВР 1,25% акций «Роснефти» в четверг обрушили котировки последней на 5,5%. Представители ВР в пятницу поспешили заявить, что никакой продажи не было и не планируется. «BP не продала акции “Роснефти”, и у нее нет таких планов, — сказал «Ведомостям» президент компании в России Джереми Хак, — иначе нас не было бы на собрании акционеров [российской компании в пятницу]».

ВР — надежный партнер и «Роснефть» первой узнает, если компания решит продать долю, уверен президент госкомпании Сергей Богданчиков. В этом случае «Роснефть» может выкупить собственные бумаги у акционера, рассказали «Ведомостям» два менеджера компании. «Если это случится, будем думать, обсуждать условия. Деньги сейчас есть», — говорит один из них. У «Роснефти» больше $5 млрд свободных денежных средств, а собственные акции могли бы стать хорошей инвестицией, добавил второй. Но это теоретическая возможность, с ВР она не обсуждалась, говорят оба. Никаких предложений о покупке или продаже не было, подтвердил источник, близкий к ВР. Представители компаний это не комментируют.

ВР купила 1,25% акций «Роснефти» на IPO летом 2006 г., потратив $1 млрд. В пятницу этот пакет на LSE стоил $876,82 млн (-12,3% к цене размещения в долларах и +2,25% — в рублях). ВР позиционировала себя как долгосрочный инвестор, но может расстаться с этой долей в рамках распродажи активов на $10 млрд для покрытия убытков от аварии в Мексиканском заливе, считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов.

«Роснефти», у которой столько масштабных проектов, не стоит тратить деньги на собственные акции, уверен управляющий партнер УК «Дашевский и партнеры» Стивен Дашевский: «Это мертвый капитал, он ничего не решит и не добавит». У госкомпании уже есть 9,44% акций, «которые лежат мертвым грузом» (см. врез). «Роснефть» однажды проводила сделку репо с частью этого пакета. Сейчас планов по использованию бумаг нет, говорит источник в компании. Страха, что продажа бумаг обрушит котировки, быть не должно, считает Дашевский: в конце марта ConocoPhillips пообещала постепенно продать на рынке 10% акций «Лукойла» и это не мешало последнему торговаться лучше «Роснефти» (с 24 марта на LSE он потерял 3,8%, госкомпания — 12,32%).

Но если ВР решит продать акции одномоментно и через рынок, это обвалит котировки «Роснефти», продолжает Борисов, а это чувствительно для госкомпании, которой приходится оправдываться перед участниками «народного IPO». Так что есть смысл выкупить пакет, договорившись о 5-10%-ном дисконте к рынку, советует аналитик: это понравится и миноритариям, дав им знак, что компания верит в рост своей капитализации. Увеличивать же вложения в добычу при неопределенности с налоговыми льготами неоправданно, заключает он.

В пятницу опровержение ВР не вернуло назад котировки «Роснефти»: на LSE акции подорожали лишь на 1,38% (индекс FT Russia IOB вырос на 0,07%), в РТС — на 0,15% (индекс — на 0,19%), на ММВБ — на 0,75% (индекс — на 0,85%).