Вступление России во Всемирную торговую организацию – одна из программных установок российского правительства: известно, что страны-члены ВТО контролируют сегодня более 90% мировой торговли. Переговорный процесс по этому вопросу ведется с 1995 года, однако российская сторона считает их «не совсем корректными», а требования слишком завышенными.

Между тем, согласно официальным заявлениям, наша страна не требует для себя каких-либо исключительных условий. На встрече с генеральным директором ВТО Майком Муром в марте текущего года президент Владимир Путин, в частности, сказал, что «мы не просим и не рассчитываем ни на какие привилегии, мы просим только стандартного подхода».

По заявлению премьер-министра правительства РФ Михаила Касьянова, условия вступления России в ВТО не должны ущемлять ее интересов. «Мы выступаем за разумный подход и будем соизмерять достижения договоренностей о присоединении к ВТО с ходом экономических реформ», – заявляет премьер.

Позиция России на переговорах с ВТО заключается в том, что принятие Россией стандартов ВТО должно сопровождаться одновременной отменой дискриминационных ограничений на российские товары и услуги на мировом рынке. «Россия должна в скором будущем стать полноправным членом Всемирной торговой организации без каких-либо ограничительных условий», – так высказался Михаил Касьянов на прошедшей 10 октября встрече промышленников и предпринимателей России и Чехии.

Со своей стороны, Правительство РФ гарантирует пересмотр таможенного законодательства для приведения его в полное соответствие с нормами ВТО. Согласно официальным данным, в настоящее время против российских компаний действуют более 1 000 дискриминационных мер, а совокупный ущерб от антидемпинговых процедур и квот за последние два года составил более 2,5 млрд долларов.

На данном этапе необходимо проверить готовность отдельных секторов российской экономики к конкурентной борьбе на мировом рынке после вступления в ВТО, а также определить продолжительность переходного периода, за которое отдельные отрасли могли бы подготовиться к конкуренции на мировом рынке. Ведь вступление в ВТО, по существу, означает открытие границ для импорта иностранных товаров. Между тем далеко не все российские предприятия, особенно сельскохозяйственные, смогут выдержать конкуренцию, а снижение пошлин чревато масштабным экономическим кризисом.

Переходный период, за который Россия сможет реструктурировать жизненно важные отрасли экономики, ориентировочно составляет 5-7 лет, хотя, как считает министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, «полностью быть готовым к вступлению в ВТО, наверное, невозможно. Ни одна страна в мире не может сказать, что полностью готова либерализовать свои режимы внутренней и внешней торговли».