В 2004 году украинский рынок полиэтилена (ПЭ) вырос на 20%. На рынке базовых крупнотоннажных полимеров этот сектор по-прежнему остается наиболее емким. В целом за последние пять лет потребление полиэтилена в Украине увеличилось более чем в 2,5 раза. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного аналитической компанией «Маркет Репорт».

Лидером потребления в прошлом году стал полиэтилен низкого давления (ПЭНД), спрос на который по сравнению с 2003 годом увеличился на 35%. При этом потребление полиэтилена высокого давления (ПЭВД) выросло всего на 1%. Одной из причин такого изменения является активизация деятельности компании «Лукор» (группа «Лукойл-Нефтехим») по продаже ПЭНД пленочной марки на внутреннем рынке Украины. Сегодня, по данным «Маркет Репорт», «Лукор» лидирует на рынке ПЭНД, занимая 33%.

Максимальный рост потребления ПЭНД в 2004 году демонстрировал сектор труб. В большой степени это было обусловлено тем, что в 2003-2004 годах ряд компаний инвестировали значительные средства в экструзионное оборудование. В их числе «Укрполимерконструкция», «Водполимер», «Инсталпласт», «Укргазификация» и «Рубежанский трубный завод» (холдинг «Евротрубпласт»), который начал свою работу в декабре 2004 года. В 2004 году потребление ПЭНД в секторе труб увеличилось почти на 40%. Лидирующие позиции здесь занимала марка ПЭ-80 производства TVK.

Наибольший объем поставок ПЭВД на украинский рынок (36%) в 2004 году обеспечивал новополоцкий «Полимир».

В 2004 году в структуре потребления ПЭВД 43% занимали пленки, 14% — ЕВМ, 11% — литьевые изделия, 21% — трубы, 8% — покрытия, 1% — кабель и 2% — прочее. На долю рынка пленок приходилось 52% потребляемого в Украине полиэтилена. В 2004 году производители пленок увеличили потребление ПЭНД и ЛПЭВД. Причем рынок ЛПЭВД за последние 5 лет вырос почти в 12 раз, тогда как рынок ПЭВД увеличился только в 2 раза. Ограниченное предложение российского ПЭВД заставило украинских производителей пленок увеличить закупки этого вида сырья у «Полимира» и ПЭНД у «Лукора».

Производители многослойных пленок («Укрпластик», «Пластмодерн»), а также стретч-пленок («Хекро») все больше используют ЛПЭВД. Лидирующее положение в этом сегменте занимают мировые гиганты — Dow и ExxonMobil. В 2004 году резко увеличил продажи ЛПЭВД на украинском рынке «Шуртанский ГХК», работающий по технологии Nova Chemicals.

В минувшем году на рынке ПЭ в Украине активизировались восточноевропейские компании. Так, чешский Chemopetrol (группа Unipetrol) увеличил объем продаж в течение пяти лет в 20 раз, а венгерский TVK (концерн MOL) – в 100 раз. По прогнозам «Маркет Репорт», в 2005 году приток полиэтилена из Восточной Европы на украинский рынок увеличится. Поставки полиэтилена из России, наоборот, снижаются, ввиду того, что загрузка мощностей по производству этого полимера приблизилась к максимальной.