Конвенция обязывает правительства принять административные и правовые меры для прекращения производства и использования двенадцати стойких органических загрязнителей: алдрина, диэлдрина, хлордана, ДДТ, эндрина, гептахлора, мирекса, токсафена, а также побочных продуктов производства (диоксинов, фуранов, полихлорированных бифенилов, гексахлорбензола). Перечисленные вещества относятся к классу хлорорганических соединений. Они токсичны, стойки к разложению, могут переноситься на большие расстояния от первоначального источника загрязнения. Накапливаясь в живых тканях, СОЗ приводят к нарушению репродуктивной и гормональной систем, иммунного статуса, раковым заболеваниям, врожденным дефектам и нарушению развития организма. По условиям Конвенции необходимо принятие мер, направленных на то, чтобы СОЗ экспортировались или импортировались только с целью их безопасного удаления или в некоторых иных целях, санкционированных приложениями Конвенции. Например, для России предусматривается возможность применение гептахлора и гексахлорбензола - в качестве растворителя в пестицидах, производство ДДТ для борьбы с переносчиками болезней и некоторые другие исключения. В течение двух лет со дня присоединения к Конвенции государству надлежит разработать план действий, в котором должны найти отражение оценка существующих и прогнозируемых выбросов, оценка эффективности законодательных норм и стратегии страны, направленной на решение проблемы СОЗ.
Россия согласилась с условиями Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях
В конце прошлой недели председатель Правительства РФ Михаил Касьянов подписал постановление, согласно которому Россия присоединяется к странам, соблюдающим положения Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ). Подписать Конвенцию от имени Российской Федерации поручено постоянному представителю РФ при Организации Объединенных Наций.
Стокгольмская конвенция была открыта для подписания 23 мая прошлого года. Тогда свои подписи под документом поставили представители из 90 стран.