Санкт-Петербургская компания «ФИЛИТА Нова», являющаяся дочерней фирмой итальянского упаковочного концерна Ital Film, планирует до 2003 года вложить около 5 млн долларов в производство упаковки для пищевых продуктов и товаров бытовой химии. Упаковочное производство приобретает все большую инвестиционную привлекательность. Кипрские учредители ЗАО «Конфлекс» финансировали предприятие по производству гибкой упаковки с использованием флексографической печати в Петербурге, стоимость которой оценивается в 10 млн долларов. Ежемесячный объем производства запланирован на уровне 300-350 т, а сроки окупаемости составят 3-5 лет.

Упаковка – лицо товара

Одна из неповторимых особенностей России периода развитого социализма заключалась в тотальном дефиците товаров народного потребления. Еще не забыты времена, когда продукты питания, стиральный порошок и мыло можно было купить только в Москве, а разнообразие упаковки варьировалось от авоськи и газеты до рюкзака и чемодана.

За последние 10 лет упаковка превратилась в самостоятельную, динамично развивающуюся отрасль производства, а жесткий диктат рынка наделил ее совершенно уникальными функциями эффективного продвижения товаров пищевой, фармацевтической и химической промышленности, оригинальный способ позиционирования. При равных ценовых и качественных характеристиках покупательские предпочтения, как правило, смещаются в сторону современных и удобных упаковок, а конкуренция среди производителей делает их все более экологичными, прочными и эстетичными, не говоря о том, что упаковка нередко способствует улучшению качества расфасованных продуктов.

Между тем, сегодня на одного россиянина приходится не более 4 кг картонной упаковки в год, что в 20 раз меньше, чем в США, хотя динамика весьма обнадеживает. Объем рынка упаковки, изготовляемой методом флексопечати, составляет 60 тыс. т (или, в денежном выражении – 140 млн долларов) в год, потребность в гибкой упаковке превышает 400 тыс. т, а общий объем производства увеличивается ежегодно на 10-15%, развиваясь, в целом, интенсивнее, чем основное производство.

Тем не менее, российский рынок упаковки пока еще достаточно свободен, «законодателей моды» здесь немного. Крупнейшими игроками эксперты называют ЗАО «Мультифлекс» (15%), ОАО «Полиграфоформление» (10%), Okerlund&Rausing Кубань (10%).

Красота и надежность

Особая статья в структуре спроса – упаковки для сыпучих химических продуктов (химикатов, минеральных удобрений). Специалисты считают, что потенциал здесь огромный. Это в первую очередь связано со значительным увеличением доли экспорта в российском химическом производстве, что требует и соответствующей конкурентоспособной упаковки. Российские производители в данном сегменте представлены единичными предприятиями, а среди поставщиков преобладают западные компании.

«Россия уже не может позволить себе транспортировать химические продукты валом, это не просто противоречит мировым стандартам, но связано с большими финансовыми потерями в случае нарушения упаковки во время транспортировки. Если цена 1 т продукта превышает 500 марок, его обязательно надо упаковывать», – говорит Ladislav Nábĕlek руководитель отдела экспорта-импорта чешской компании Lanex.

В целом развитие в России упаковочного бизнеса связано с изменением общей конъюнктуры, а адаптация к новым реалиям нередко порождает необходимость диверсификации основного производства на многих промышленных предприятиях, что, в свою очередь, активизирует и отечественный научный потенциал.

«Развитие производства стимулирует развитие науки»

Так считает Олег Харин, и.о. технического директора ОАО «Компания Славич», вынужденной до предела сократить производство фототоваров, сделав основной упор на выпуск упаковочной продукции различных типов. Предприятие выпускает сегодня соэкструзионные сложные полиолефиновые пленки из различных композиций полиэтилена низкой и высокой плотности, линейного полиэтилена низкой плотности, полипропилена, высших полиолефинов, полиамид-полиэтиленовые соэкструзионные пленки для вакуумной упаковки, упаковку для горячей фасовки цемента, а также разнообразные комбинированные материалы – ПЭТ/фольга/полиэтилен, металлизированный ПЭТ/полипропилен, бумага/фольга и др.

Свою задачу специалисты «Компании Славич» видят и в, своего рода, просветительской деятельности. «В СССР не существовало упаковочной подотрасли промышленности, соответственно, не готовили и специалистов. Именно поэтому далеко не всегда заказчик упаковки правильно ориентируется при выборе материалов», – считает начальник управления маркетинга компании Г.Богданов.

Между тем, не всегда переориентация на упаковочные материалы становится на практике рентабельной, что часто определяется региональной структурой спроса. Так, с результатами исследований ученых иркутского Института химии СО РАН, согласно которым подобные производства экологически безопасны и экономически оправданы даже при небольших объемах производства, не согласны промышленники. На АО «Саянскхимпром», к примеру, считают, что хотя предприятие и готово выпускать пленки, затраты на производство вряд ли окупятся из-за низкого спроса. С такой же проблемой сталкиваются и на Ангарском нефтехимическом заводе. По мнению специалистов, производство тароупаковочных материалов надо развивать, но с учетом реальных возможностей и потребностей рынка.