Доля китайских брендов в продажах новых тяжелых грузовиков (свыше 16 тонн) сократилась в РФ на 17 процентных пунктов по итогам первых одиннадцати месяцев 2025 г. – до 53% против 70% за январь-ноябрь 2024 г. Такие данные приводит Ъ со ссылкой на агентство «Автостат».
Доля белорусских брендов за тот же период снизилась с 7% до 5%, тогда как доля российских – выросла с 20% до 36%, а доля производителей из всех прочих стран – с 3% до 6% соответственно.
Опрошенные Ъ эксперты называют в качестве основного фактора взимание утилизационного сбора, которые дает ценовое преимущество российским производителям над импортом.
И если бы не строгий экспортный контроль госпрограмм КНР, доля российских брендов могла быть еще выше: китайские автопроизводители, получающие госсубсидии, периодически вынуждены продавать грузовики в убыток, чтобы отчитаться о выполнении планов.
В числе других причин:
- Отзыв ОТТС (одобрения типа транспортного средства) на ряд моделей: в июле 2025 г. под ограничения попали грузовые автомобили Sitrak, Dongfeng, Foton и FAW; правда, позднее Sitrak добился восстановления ОТТС;
- Проблемы с сервисным обслуживанием, которое пока что отлажено далеко не у всех китайских брендов;
- Высокие стоки грузовых авто у дилеров и лизинговых компаний: по некоторым оценкам, запасов хватит на весь следующий год.
