Рост продаж автомобилей в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), которые сейчас являются главными локомотивами мирового автопрома, завершится уже через несколько лет. Новыми перспективными регионами, которые будут поддерживать рост продаж в мировом масштабе, станут страны Северной Африки, Юго-Восточной Азии и отдельные государства Южной Америки. Об этом говорится в свежем исследовании The Boston Consulting Group (BCG). 

Рынки за пределами БРИК — новое перспективное направление для автопроизводителей. На большинстве развитых рынков (США, Европа, Япония) уже наблюдается стагнация или низкие темпы роста, а рынки БРИК уже распределены между основными игроками.

Согласно прогнозам BCG, рынки за пределами стран БРИК до 2020 года будут демонстрировать ежегодные темпы роста продаж на 6% — примерно в четыре раза быстрее развитых рынков. К 2020 году 1/5 часть новых автомобилей во всем мире будет продаваться на развивающихся рынках за пределами БРИК. Речь идет о странах Юго-Восточной Азии (в первую очередь Индонезия), Ближнего Востока (Иран, Саудовская Аравия, Турция), Южной Америки (Аргентина, Чили, Колумбия) и Северной Африки (Алжир, Египет, Марокко).

По мнению экспертов BCG, в России рост рынка продолжится вплоть до 2020 года и достигнет максимальной отметки в 4,4 млн автомобилей в год (в 2012 году продажи легковых автомобилей в России составили 2,9 млн единиц, в 2013-м ожидается снижение на 5%, до 2,79 млн). То есть российский рынок за ближайшие семь лет может вырасти еще почти на 50%, пишут Известия. Впрочем, он, по прогнозу BCG, к 2020 году останется позади кластера Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Таиланд), где продажи достигнут 4,6 млн машин в год. 

Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков соглашается, что российский рынок и рынки стран БРИК уже поделены между автопроизводителями. Ждать прихода новых крупных инвесторов не следует, поскольку новой компании сложно будет здесь закрепиться, говорит он. 

Как отмечает начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун, крупные инвестиции международных автопроизводителей в России пришлись на период их выхода на этот рынок. И хотя сейчас появляются новые перспективные рынки за пределами БРИК, отказываться от России автопроизводители не будут. 

— Россия — это второй рынок по размеру после Китая среди развивающихся стран, — отмечает Топтун.

Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов отмечает, что страны вне БРИК действительно могут показать солидный рост, если в них будет политическая стабильность. 

— Они будут сокращать разрыв в уровне автомобилизации с развитыми странами, это неизбежный процесс, который обеспечит рост рынка, если не будет других, отрицательных факторов, — отмечает Беспалов.