Российский шинный рынок в 2025 году отыграл рост, который был связан с перезапуском временно простаивавших производственных мощностей. Так, если в 2024 году выпуск шин, покрышек и новых резиновых камер в России увеличился на 6,8%, то по итогам первых восьми месяцев 2025 года он сократился на 14,2%, сообщила Ольга Журавлева, генеральный директор CREON Conferences, на прошедшей в Москве конференции «Каучуки, шины и РТИ — 2025».
Сокращение продаж автомобилей давит на рынок и создает риски для производителей синтетических каучуков. При этом риски сохраняются на рынке резинотехнических изделий: скачки цен на синтетический каучук; торможение в строительном секторе, который является крупным потребителем резинотехнических изделий; усиление конкуренции с китайскими поставщиками РТИ на внутреннем рынке; а также дефицит кадров, особенно заметный в последние годы.
По итогам первых девяти месяцев 2025 года доля импорта в структуре спроса на шины в России составила 47%, рассказала в ходе своего доклада Яна Яровая, руководитель проектов управления промышленными товарами ЦРПТ.
Крупнейшим сегментом рынка являются шины для легковых авто: за неполный 2025 год на их долю пришлось 81% производимой в России продукции и 77% импорта, доля грузовых шин в обоих случаях составила 10%, доля всех прочих шин достигла 9% и 13% соответственно, пишет plastinfo.
Вторичная переработка шин в России
В России ежегодно образуется около 1 млн отработанных шин, из них утилизируются около 50%. Исторические объемы захороненных шин составляют более 11 млн т, отметил в своем докладе Владимир Барвинок, директор по развитию продукта Ikon Tyres.
Лидерами по доле переработки шин являются Швеция (98%), Финляндия (95%) и Южная Корея (свыше 90%). В ряде стран Европы и Северной Америки этот показатель заметно превышает 80%. В этих странах работают экономические и административные стимулы к переработке.
Для увеличения доли утилизации необходимо соблюсти несколько условий. Во-первых, нужно менять технологии производства шин: продукция должна быть рассчитана на трехкратное восстановление. Во-вторых, цифровая маркировка: в каждую шину встраивается уникальный чип, фиксирующий параметры партии, рецептуру, режим эксплуатации. В-третьих, эксплуатация должна контролироваться информационной системой, собирающей данные о пробеге, стиле вождения и нарушениях.
В-четвертых, нужно обеспечить сбор шин: речь идет об обязательной сдаче 100% отработанных шин, в том числе за счет пунктов приема, использования стимулов и ужесточения ответственности. В-пятых, восстановление и ремонт должны осуществляться в сертифицированных пунктах с применением стандартизированных технологий.
Итоговая утилизация может обеспечиваться за счет механического измельчения, пиролиза и получения полезных продуктов переработки. Производство новой «зеленой шины» может осуществляться на основе продуктов переработки отработанных шин.
Проект «Зеленая шина» предполагает формирование первой в России замкнутой экосистемы шинной продукции. Ключевыми преимуществами должны стать сокращение затрат и снижение экологической нагрузки.