Повышение экологических характеристик моторных топлив и снижение их углеродного следа является одной из актуальных задач в мире, значительная роль в ее решении может быть отведена биоэтанолу. Такое мнение RUPEC высказал глава Российского союза химиков Виктор Иванов.
17 июня 2021 года Комиссия по химической промышленности РСПП приняла решение обратиться в правительство РФ для получения поддержки предложений химического бизнес–сообщества по созданию новых отечественных производств по выпуску биоэтанола.
Биоэтанол — экологически чистый и низкоуглеродный компонент бензина, способствующий снижению концентрации токсических веществ, а именно монооксида углерода (СО) и несгоревших углеводородов СH в отработавших газах автомобилей, а также уменьшению выбросов диоксидов углерода СО2 — основного компонента парниковых газов.
Несмотря на то, что производство биоэтанола может быть драйвером развития сельского хозяйства и якорным продуктом биотехнологических комплексов по глубокой переработке зерновых (пшеницы, кукурузы и других видов растительного сырья), в России такая продукция не производится.
"Обеспечение устойчивого роста внутреннего спроса на зерно и сахарную свеклу за счет строительства заводов по их глубокой переработке — наиболее эффективный способ решения проблемы их стратегического перепроизводства в России. Вместе с тем, реальное производство и применение топливного биоэтанола в России отсутствует. При этом главным сдерживающим фактором является отсутствие рынка биоэтанола и незаинтересованность нефтеперерабатывающих компаний в его применении", — сказал он.
Иванов отметил, что несмотря на огромный опыт применения биоэтанола в различных странах — не только с теплым климатом, но и в Канаде, Швеции, Финляндии и других, возможность его использования при производстве автобензина именно в России по-прежнему вызывает сомнения со стороны различных экспертов.
Не спешат к развитию этого направления и крупные НПЗ, однако, от его введения они также получат преимущества. В первую очередь, за счет увеличения конкуренции и снижения цен на рынке антидетонационных добавок, отметил Иванов.
По его словам, во многих странах, где используется биоэтанол, он смешивается с бензином не на крупных НПЗ, а на этапах близких к конечному применению: на специальных терминалах, осуществляющих одновременно функцию баз хранения и перевалочных нефтебаз, а также непосредственно на АЗС.
"Другим сдерживающим фактором является цена на биоэтанол, которая сегодня в РФ колеблется от 40-50 тыс. рублей за одну тонну, при стоимости автомобильного бензина 20 тыс. рублей за одну тонну. Проблема цены в РФ может быть решена путем отмены бензинового акциза на топливный биоэтанол в составе товарного бензина или посредством размещения в одном из регионов России установки мощностью не менее 50 тыс. тонн биоэтанола, где стоимость продукции будет не выше 20-30 тыс. рублей за одну тонну", - сказал эксперт.
Также снизить цену можно за счет вовлечения в переработку низкосортной сельхозпродукции и отходов пищевой и молочной промышленности.
По мнению Иванова, создание рынка биоэтанола в России не потребует привлечения бюджетных средств и должно осуществляться на федеральном и региональном уровнях.
"Федеральный центр должен обеспечить актуальное состояние нормативной и технологической базы биоэтанола и законодательное обеспечение его использования в обязательном порядке, установив плановые показатели для регионов по охвату топливного рынка. На региональном уровне необходимо внедрить немонетарные льготы для участников биотехнологического рынка, обеспечив заинтересованность поставщиков, упростив, например, некоторые проверочные и контрольные процедуры", - отметил Иванов.