Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин попросил вице-премьера Викторию Абрамченко смягчить требования Минприроды по снижению предприятиями выбросов опасных загрязняющих веществ в атмосферу. Письмо от 23 ноября есть у «Ведомостей», его получение подтвердили в аппарате вице-премьера.
16 октября Минприроды своим приказом утвердило методику расчета объема выбросов наиболее опасных для людей и окружающей среды загрязняющих веществ стационарными объектами (заводы, электростанции и проч.) и транспортом, следует из письма. Она необходима, чтобы выполнить июльский указ президента России Владимира Путина, предусматривающий снижение выбросов в 2 раза к 2030 г. Пока документ, подписанный прежним главой Минприроды Дмитрием Кобылкиным, действует лишь для 12 городов, включенных в федеральный проект «Чистый воздух» (Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита). Но список населенных пунктов будет расширяться, а требования по снижению уровня выбросов загрязняющих веществ планируется распространить на всю территорию России, говорил 26 октября на круглом столе в Счетной палате первый замглавы Минприроды Денис Храмов.
Шохин указывает, что базовым годом, относительно которого будут реализовываться планы по снижению выбросов в атмосферу, принят 2019-й, а не 2017-й, фигурирующий сегодня в федеральном проекте «Чистый воздух». Вместе с тем, говорится в письме, с 2017 по 2019 г. проводились комплексные мероприятия по модернизации оборудования для снижения выбросов от предприятий теплоэнергетики, черной металлургии и других отраслей в 12 городах проекта «Чистый воздух». Таким образом, результаты уже достигнутого снижения выбросов будут проигнорированы, считают в РСПП. С этим утверждением согласны в Совете производителей энергии (объединяет крупнейшие энергогенерирующие компании). Там сказали, что в этот период энергетики проводили активные мероприятия по ремонту и реконструкции котлов с оснащением электрофильтрами, а также выводили из эксплуатации малоэффективное оборудование. В докладе самого Минприроды «О состоянии и об охране окружающей среды» за 2019 г. говорится, что в прошлом году в РФ зафиксирован самый низкий уровень выбросов в атмосферу за последние 10 лет.
Глава РСПП также жалуется Абрамченко, что Минприроды не включило в перечень вредных веществ чрезвычайно- и высокоопасные для здоровья человека отходы 1-го и 2-го классов (к ним, например, относят сероводород, сероуглерод, цинк, ртуть, фенол и др.). А вместо этого относит к наиболее опасным диоксид серы, оксиды азота, оксиды углерода, аммиак, а также летучие органические соединения и взвешенные вещества, относящиеся к 3-му (умеренноопасные) и 4-му (малоопасные) классам отходов. Объем выбросов будет определяться как сумма указанных выше опасных загрязняющих веществ в тоннах в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. В приказе Минприроды говорится, что при составлении списка наиболее опасных загрязнителей ведомство ориентировалось на руководство Минздрава по оценке риска для здоровья населения при воздействии химвеществ, рекомендации Центра государственного санэпидназора в г. Москве, а также международный опыт расчета индекса качества воздуха, базирующегося, в том числе на концентрации основных загрязняющих веществ. Источник в РСПП сказал, что подход Минприроды по сокращению наиболее распространенных загрязнителей атмосферы, по мнению союза, не соответствует логике президентского указа. В указе говорится о необходимости снижения выбросов веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека - то есть способных навредить даже при незначительном превышении предельно допустимых норм, добавил он. К примеру оксид углерода (угарный газ) опасен для человека только в очень больших концентрациях при длительном воздействии, в отличие от того же бензапирена, вырабатываемого автотранспортом, отметил собеседник.
«Следствием принятых [Минприроды] норм может стать необходимость сокращения объема выбросов, перечисленных в приказе веществ в два раза, что невыполнимо для некоторых отраслей, представленных в 12 городах проекта «Чистый воздух», - пишет Шохин. В частности, по его мнению, не смогут этого сделать предприятия черной металлургии. В письме поясняется, что для достижения указанных целевых показателей по оксиду углерода металлургам придется перейти с углеродного способа восстановления железа на водородный метод, а это потребует комплексной перестройки техпроцессов стоимостью в десятки миллиардов долларов.
На Новолипецком металлургическом комбинате сказали, что компания по уровню эмиссии вредных веществ на тонну стали уже находится на уровне наилучших доступных технологий (НДТ) по российским стандартам и к 2023 г. планирует выйти на уровень НДТ по стандартам ЕС, снизив их еще на 10% к текущему уровню. Поэтому дальнейшее снижение выбросов, по словам представителя компании, возможно только за счет сокращения объемов производства.
В ГМК «Норникель», «Северстали», Промышленно-металлургическом холдинге по сути приказа Минприроды комментариев не дали. Но все компании заверили, что ежегодно снижают выбросы, загрязняющие воздух. В частности, в «Северстали» сказали, что к 2025 г. выбросы основного актива компании – Череповецкого металлургического комбината будут снижены на 22,5% относительно 2017 г. На Магнитогорском металлургическом комбинате и в Evraz сказали, что солидарны с позицией отраслевого лобби – ассоциации «Русская сталь». В «Русской стали» заявили, что утвержденная Минприроды методика не даст реального экологического эффекта, при этом потребует от предприятий сектора инвестировать в перестройку оборудования $3–4 млрд в ближайшие 10 лет. В других крупных металлургических холдингах не ответили на запросы.
Серьезные проблемы выполнение приказа Минприроды в его нынешнем виде, по мнению Шохина, может создать также для стекольных заводов. В самом худшем случае, по его мнению, это может привести к остановке работы всей стекольной промышленности страны. Президент Стеклосоюза России (объединяет крупные стекольные предприятия) Виктор Осипов не ответил на письмо. В Российском союзе химиков (объединяет ведущие химпредприятия) также не ответили на запрос. Крупнейшие нефтегазовые компании, имеющие собственные НПЗ, также не предоставили комментарии.
Глава РСПП просит вице-премьера Абрамченко вновь обсудить предложения, которые направлялись союзом в Минприроды в сентябре, но не были учтены: включить в методику расчета выбросов вместо отходов 3–4-го классов отходы 1–2-го классов, а в качестве базового для расчета сохранить 2017 г. Представитель Абрамченко сказала, что предложения РСПП будут проработаны с профильными ведомствами. В пресс-службе Минприроды заявили, что вопрос находится «в стадии обсуждения».
Зампредседателя общественного совета при Минприроды Александр Закондырин считает, что утвержденные ведомством требования создадут проблемы прежде всего тем предприятиям, которые в последние 20 лет проводили системную модернизацию производства и уже значительно сократили выбросы вредных веществ в атмосферу. Снизить их еще больше, по словам эксперта, они смогут только за счет уменьшения объемов производства. «Им будет сложно выполнить не только новые цели по уменьшению выбросов к 2030 г. на 50%, но и текущие по программе «Чистый воздух» – минус 22% к 2024 г.», – сказал он. Но в целом идея снижения вредных выбросов верная, считает аналитик Raiffeisenbank Ирина Ализаровская. К примеру, ориентированным на экспорт российским металлургам придется сокращать уровень выбросов, чтобы сохранить конкурентоспособность своей продукции на европейском рынке после введения в ЕС углеродного налога. Директор управления рынков и акций Альфа-банка Борис Красноженов добавил, что рейтинги устойчивого развития ESG (environmental, social, corporate governance) в горно-металлургическом секторе в последние два года стали ключевым фактором, определяющим инвестиционную привлекательность компаний.