С 1 января 2016 г. вводится новая классификация запасов нефти и газа, которая будет учитывать экономическую рентабельность проектов. Переходный период займет пять лет, поэтому достоверные данные о запасах углеводородов государство получит после 2020 г., сообщил министр природных ресурсов Сергей Донской.

На балансе в России около 29 млрд т извлекаемых запасов нефти по категориям АBC1 + C2, из них в разработку введено около 55%. Оставшиеся – это как неразрабатываемые залежи разрабатываемых месторождений, так и месторождения, еще не введенные в разработку.

Почти половина открытых запасов не осваивается из-за отсутствия технологий их эффективной разработки, отсутствия инфраструктуры, недостатка экономических стимулов, говорит министр: «В результате государство формирует ошибочную картину того, сколько нефти может быть добыто». С 2005 г. расхождение в данных о фактической добыче и добыче, предусмотренной проектными документами, достигло 140 млн т. Проектные документы обязывают компании, например, разрабатывать экономически неэффективные залежи, как результат – отклонение от проектного плана, объясняет гендиректор Vygon Consulting Григорий Выгон. Новая классификация предполагает, что компания выбирает оптимальные варианты работ, пишут Ведомости.

По данным ВР, по действующей классификации запасы нефти по категории ABC1 на 26% превышают оценку доказанных запасов, газа – на 33%. «Завышая запасы на балансе, мы создаем иллюзию того, что компании ими обеспечены на много лет вперед, а ежегодный прирост запасов за счет ГРР компенсирует добычу», – сказал Донской. «Запасы по новой классификации не снизятся», – уверяет Выгон. Текущие извлекаемые запасы будут включены в категорию технологически извлекаемых, а из нее будет выделена категория рентабельных извлекаемых, пояснил он: «Задача компаний – увеличивать эти объемы». Новая классификация повысит эффективность решений о налоговых льготах, подчеркнул Донской: «Будет видно, какие месторождения не вовлекаются в разработку по экономическим причинам, а не из-за отсутствия технологий или инфраструктуры. Можно будет оценить, какой эффект окажут различные льготы на уровень добычи».

Компании классификацию поддерживают и участвовали в ее апробации. «Она нам нужна <...> «Сургутнефтегаз» готов к работе по новой классификации», – сказал главный геолог компании Вячеслав Чирков. Вертикально-интегрированные нефтяные компании используют международную оценку запасов – PRMS и SEC (кроме «Сургутнефтегаза»). Эти данные им нужны, например, для привлечения кредитов, они влияют на капитализацию. Компании продолжат их применять, а российская классификация будет в основном использоваться внутри страны, заключает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров.