Производители синтетических каучуков в России фиксируют снижение объемов рынка в основных перерабатывающих сегментах. Шинный бизнес падает вслед за автомобилестроением, а в сегменте РТИ сокращение происходит на протяжении нескольких лет. Как следствие, для синтетических каучуков шире открывается экспортное окно, производители шин следят за предпочтениями на рынке послепродажного обслуживания, а для производителей РТИ актуальна кардинальная смена бизнес-стратегии
Компания INVENTRA 16 октября провела Десятую международную конференцию «Каучуки, шины и РТИ 2015». Информационным спонсором выступил журнал «Полимерные материалы».
Приветствуя участников мероприятия, генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов обратил внимание на большую, чем ранее, открытость современного рынка синтетических каучуков (СК). Яркий пример – недавнее объединение бизнесов компаний Lanxess и Saudi Aramco, в результате которого будет создано СП стоимостью 2.75 млрд евро. Последние новости стали логическим продолжением аналогичных действий и со стороны других крупных международных игроков. Таким образом, синтетические каучуки из специфического продукта переходят в разряд commodities, а российские производители СК укрепляют и до того тесную связь с мировым рынком. Относительно отечественной конъюнктуры, г-н Тургунов отметил неоднозначную реакцию российского рынка каучуков на сложные экономические условия: «С одной стороны, есть прочные позиции отечественного каучука на мировом рынке и слабый рубль. Это позволяет нашим заводам увеличивать объемы производства и наращивать поставки на внешние рынки. С другой – сегмент переработки каучуков сильно просел из-за подорожания российского сырья и импортных аналогов и добавок. Усугубляет ситуацию и падение спроса со стороны автопрома и сельхозпроизводителей. Выходом, на мой взгляд, может стать консолидация участников отрасли. Также производителям сырья и добавок необходимо сосредоточиться на создании новых марок и путях сокращения издержек».
С обзорным докладом по мировому и российскому рынкам синтетического каучука выступила Лариса Бондарь, руководитель направления «Маркетинг» дирекции синтетических каучуков компании «Сибур». Мировые мощности синтетического каучука по данным аналитиков оцениваются в 19.9 млн т, лидером с показателем 5.7 млн т (29%) является Китай, на долю России приходится 1.7 млн т (9%). К 2018 г. мощности могут вырасти до 21.1 млн т, драйверами роста станут страны Азии (+14%) и Северной Америки (+7%).
В среднесрочной перспективе основное увеличение мировых мощностей прогнозируется в каучуках, используемых в радиальных шинах нового поколения, - ДССК и ГБК. Рост мощностей ЭПДМ ожидается в связи с дальнейшим развитием автомобильного сегмента.
В мощностях отечественных предприятий преобладают каучуки общего назначения. Лидером рынка с долей 40% является НКНХ, за ним следует «Сибур», который не только обладает наибольшим ассортиментом производимых СК, но и является единственным производителем СБС, СКН и ДССК на территории России.
Эксперт отметила слабое развитие в нашей стране потребляющих сегментов, что привело к значительной экспортоориентированности российских СК - около 70% продукции сейчас вывозится за рубеж. По данным аналитиков, в 2013 г. экспорт составил около 875 тыс. т, в 2014 г. этот показатель ниже на 15%. Основным потребителем российских СК является Европа (62%).
Что касается импорта, то закупается в основном натуральный каучук, что связано с отсутствием собственного производства.
В России на данный момент также отсутствует производство бутадиен-стирольных латексов. Как рассказала директор департамента маркетинга ГК «Титан» Наталья Кимбина, мощностями по выпуску БС-латексов обладают три предприятия. Производство на «НИИ Ярсинтез» (мощностью 100 тыс. т) закрыто, «Омский каучук» (13 тыс. т) временно остановил выпуск продукции, «Воронежсинтезкаучук» (20 тыс. т) последним прекратил производить продукт в мае 2014 г. Таким образом, после закрытия линии в Воронеже рынок латексов РФ стал полностью импортозависим. В 2013 г. в страну было ввезено 21.2 тыс. т БС-латексов, в 2014 г. - 18.7 тыс. т. В нынешнем году импорт еще больше сократится, хотя востребованность со стороны российских потребителей сохраняется. Это связано с тем, пояснила эксперт, что стоимость зарубежного продукта в 2015 г. постоянно растет.
Возможно ли замещение импортных латексов? «Да, безусловно, но только при условии качества продукта, аналогичного характеристикам импортного аналога, - отвечает Наталья Кимбина. - В ГК «Титан» и «Омский каучук» продолжают поступать запросы от потребителей, которые интересуются возможностью возобновления выпуска БС-латексов. В этой связи предприятие недавно выпустило опытную лабораторную партию продукции и разослало заинтересованным компаниям. Таким образом, перспектива снабжать потребителей отечественным БС-латексом становится все более реальной».
Производство технического углерода в России по итогам 2014 г. составило 783 тыс. т, за первое полугодие 2015 г. выпущено 400 тыс. т. Такие данные сообщил советник компании MakroChem Тенгиз Гюльмисарян. Лидером рынка с показателем 266 тыс. т является завод «Ярославский технический углерод», за ним следуют «Омсктехуглерод» (222 тыс. т) и «Нижнекамск техуглерод» (109 тыс. т).
Внутреннее потребление техуглерода в России значительно отстает от объемов производства, поэтому большая часть продукции экспортируется - в 2014 г. за рубеж уехало почти 70% выпущенного углерода. По итогам 2015 г. экспорт прогнозируется примерно в том же объеме, основными потребителями по-прежнему останутся Польша, Венгрия и Словакия.
Объем российского рынка шин по итогам 2014 г. составил 55.3 млн шт., почти на 6% меньше по сравнению с данными за 2013 г. Итоги текущего года будут еще более неутешительны - падение ожидается на уровне 20-25% до 41-44 млн шт. По словам директора Russian Automotive Market Research Татьяны Арабаджи, столь резкое снижение вызвано падением продаж автомобилей, а также тем, что потребители откладывают замену шин из-за уменьшения доходов.
По словам докладчика, рынок почти напополам поделен между отечественной и импортной продукцией - 27.1 млн шт. против 28.2 млн шт. в 2014 г. Налицо тренд ежегодного увеличения доли зарубежных шин – еще в 2008 г. это соотношение составляло 28.7 млн шт. против 21.4 млн шт.
К 2017 г. производственные мощности российских шинных предприятий (в т.ч. и локализованных) достигнут 60 млн шт., если планы всех предприятий будут реализованы. Например, компания Bridgestone запланировала на 2016 г. запуск своего предприятия в Ульяновске, которое к 2018 г. должно выйти на проектную мощность свыше 4 млн шт. /год. При этом внутреннее потребление в 2017 г. может быть ниже, несмотря на то, что большинство автозаводов использует шины, выпущенные в России. Так, концерн Ford-Sollers комплектует отечественными шинами 90% своих автомобилей.
Г-жа Арабаджи отметила такую тенденцию рынка, как рост спроса на бюджетные шины - в 2014 г. 45% проданных шин относились к low-cost сегменту. Это прежде всего продукция российских предприятий и шины, импортированные из Китая. С восстановлением рынка ожидается рост спроса на шины премиального и среднего ценового сегмента.
Важным показателем состояния рынка является целевое применение новых шин. Эксперт подчеркнула, что из общего объема выпуска только 14% шин поставляется для комплектации автомобилей с конвейера. Основная же часть (86%) это розничные и оптовые продажи для замены изношенной резины. И хотя в нынешних кризисных условиях автовладельцы начинают менять шины чуть реже, это все равно остается необходимостью, а значит, дает стабильный спрос на продукцию шинных компаний.
С данным утверждением согласен Виктор Головко, менеджер по продукту пассажирских шин Goodyear: «Шина – это часть послепродажного обслуживания автомобиля. И все же тенденция последних пяти лет – сокращение реальных расходов на содержание автомобилей с учетом инфляции, за последний год оно составило минимум 5%». Эксперт привел данные, согласно которым срок эксплуатации шин в последнее время вырос на один год, особенно ярко этот тренд проявляется в регионах. Потенциально это может сократить спрос на 15-20%.
По мнению г-на Головко, современный шинный рынок – это рынок конечного покупателя. Множество производителей предлагают товар сходного качества и близкий по цене – а значит, эти факторы уже не являются определяющими в конкурентной борьбе. Ценность такого параметра, как узнаваемость бренда, еще сохраняется, но и она не является ключевой. Эксперты призывают производителей быть более гибкими и адаптивными, подстраиваться под желания потребителей.
За последние несколько лет изменился и основой способ покупки шин – все больше потребителей отказывается от розницы в пользу интернет-магазинов.
Потребление каучуков общего назначения в сегменте РТИ в 2014 г. составило 177 тыс. т (-16% к 2013 г.). Как сообщил менеджер по продажам в странах СНГ Lanxess Дмитрий Косов, основные сегменты потребления каучуков общего назначения - это автомобильная промышленность (прокладки, манжеты), конвейерные ленты, строительный рынок.
Сократилась и емкость рынка каучуков специального назначения - по итогам 2014 г. она составила 31 тыс. т (снижение почти на 23% по сравнению с 2013 г.). Основные сегменты потребления - автопром, конвейерные ленты, строительный рынок, нефтедобыча, кабельная индустрия, судо- и авиастроение, космическая промышленность.
Докладчик отметил значительное снижение потребления каучуков автомобильной индустрией - спрос в 2014 г. упал на 17% до 95 тыс. т. Основным производителем РТИ для автопрома с долей рынка 49% является «Балаковорезинотехника».
В строительной индустрии потребление каучуков общего и специального назначения в 2014 г. составило 7.8 тыс. т, что на 2.5% ниже показателя 2013 г. Основные изделия РТИ для строительства – оконные прокладки и трубки.
Емкость российского рынка РТИ по итогам 2014 г. составила 291 тыс. т (69 млрд руб.). Такие данные привел генеральный директор Rubex Group Алексей Фролов. Из всех сегментов рынка рост по сравнению с 2013 г. показала только тросовая конвейерная лента (+49%), остальные снизились, значительнее всех упал сегмент буровых рукавов (-40%). Последнее связано с доминирующим присутствием импорта КНР и ограниченностью продукции российских компаний.
Возможно ли остановить падение и выровнять ситуацию? «Да, несомненно, - отвечает г-н Фролов. - Однако только обновление оборудования не решит эту задачу, необходимо прежде всего следовать за клиентом и его потребностями».
По мнению докладчика, нужно активнее использовать внутренний потенциал российского спроса. Сейчас он ограничен из-за сокращения экономики, решением может стать вход в новые сегменты/продукты, а также импортозамещение. Экспортный потенциал, заметил Алексей Фролов, не используется даже при курсовой разнице. Отрасли требуется более высокая клиентоориентированность и повышение производственной эффективности, которая сейчас явно недостаточна из-за отсутствия необходимых инвестиций и компетенции.
Несмотря на сложное положение дел в отрасли, есть компании, которые демонстрируют уверенный рост. По словам директора по логистике и ВЭД «Уральского завода эластомерных уплотнений» Анастасии Пильниковой, производство резиновых смесей на предприятии за 2014 г. выросло более, чем вдвое. Экспортные поставки осуществляются главным образом в страны Балтии, СНГ и Европу.
О деятельности предприятия «Химпром» рассказал его технический директор Юрий Ефимов. Компания является лидером на рынке отечественных резинохимикатов по производству ацетонанила, дифенилгуанидина и новантокса, мощности по которым могут быть увеличены на 30%. В настоящее время планируется создание новых мощностей по производству сульфенамидов Т и Ц. В случае положительных результатов испытаний опытной партии у потребителя предполагаемый выпуск продукта составит до 1 тыс. т/год. Кроме того, на предприятии ведется ряд других разработок, в том числе с целью импортозамещения разработана технология производства гексаметилендиамина диацетата для использования в производстве прорезиненных тканей специального назначения.
При всей нестабильности мировых рынков синтетических каучуков, ценовой волатильности и высокой конкуренции, экспортная ориентированность российского сегмента СК всё же дает ему преимущества при падении рубля и потребительского спроса внутри страны. В сегментах шин и РТИ определенный положительный эффект от девальвации и вытеснения импорта, безусловно, был, но он исчерпается в 2016 г. «Переход шинного рынка в России к росту ожидается лишь через несколько лет, зато в сегменте РТИ возможен рост производства от низкой базы и при условии правильно определенных целевых ниш потребления», - считает генеральный директор INVENTRA Николай Асатиани. «Участники конференции согласны с тем, что российские РТИ должны конкурировать не в низком ценовом диапазоне поставок из КНР, а в более высоком - требующем качества изделий, сервиса и работы с клиентом».