На последнем совете директоров Schlumberger, который прошел в конце января, вопрос о продлении оферты на покупку Eurasia Drilling Company (EDC), крупнейшей буровой компании в России, не рассматривался. Об этом рассказал источник, близкий к EDC. Мандат на покупку акций российского подрядчика истек 1 февраля 2019 года и не продлевался, уточнил источник в Schlumberger.
По словам источника в Schlumberger, интерес к покупке акций EDC все еще сохраняется, но с потерей мандата исчезло право приоритетного выкупа доли в компании. Это означает, что Schlumberger в случае появления других претендентов на актив придется с ними конкурировать.
Вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти и связям с обществ Schlumberger в России и Центральной Азии Александр Борисов отказался от комментариев. Представитель EDC не ответил на запрос.
В середине января президент РСПП и председатель совета директоров EDC Александр Шохин сказал, что Schlumberger выполнила все условия для покупки акций EDC. «Абсолютно все условия они согласовали. Условно говоря, там есть частные вопросы, на все из них ответы даны к полному удовлетворению сторон», — сказал он.
Еще в конце ноября 2018 года Шохин предупреждал о возможном срыве сделки: «Нельзя говорить, что эта заявка Schlumberger вечная. Я думаю, что если до конца года не состоится, есть риски, что это вообще не состоится».
Глава Schlumberger Паал Кибсгаард на телефонной конференции 21 января говорил, что в ближайшие недели компания сделает последнюю попытку получить разрешение российского регулятора на покупку доли в EDC. «Наш план заключается в том, что в ближайшие недели мы предпримем последнюю попытку зайти в капитал, и если мы не увидим ясности по поводу получения одобрения сделки, то, вероятно, отзовем нашу заявку», — сказал он. Топ-менеджер добавил, что в любом случае компания будет искать «альтернативные пути партнерства с Eurasia Drilling», потому что мы по-прежнему считает российский рынок бурения на суше очень привлекательным.
Eurasia Drilling — одна из крупнейших буровых компаний в России, ее доля на российском рынке буровых работ по итогам девяти месяцев 2018 года составляла 12%. Основной ее заказчик — ЛУКОЙЛ (66% заказов по данным на 30 сентября 2018 года), работы также выполняются для «Газпром нефти» (25%), «Роснефти» (7%) и других компаний. Подрядчик был образован на базе сервисных активов ЛУКОЙЛа, которые были приобретены в 2004 году структурами Александра Джапаридзе (ему принадлежит около 31% акций EDC), еще 22,4% у бывшего главы «Роснефти» Александра Путилова.
Вторая попытка
Американская компания уже второй раз пыталась войти в капитал EDC. В 2015 году Schlumberger договорилась о покупке 46% EDC за $1,7 млрд с ее основными владельцами во главе с Джапаридзе c возможностью увеличить долю до контрольного пакета. Тогда Федеральная антимонопольная служба (ФАС) затянула согласование сделки, и она сорвалась.
О возобновлении переговоров Schlumberger сообщила в июле 2017 года. Тогда речь шла о покупке 51% EDC. Но Минприроды сочло деятельность по геологоразведке и бурению стратегической, что привело к запрету продажи контрольного пакета подрядчика. 28 апреля 2018 года правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями предварительно решила, что Schlumberger может претендовать на долю в EDC от 25% плюс одна акция до 49%. Среди условий по покупке актива, которые выдвигали» ФАС и другие профильные согласующие ведомства, — назначение российского топ-менеджера во главе подрядчика и продажа акций российскому юрлицу в случае усиления санкций США, которые могут привести к необходимости остановить работу EDC, перевод EDC с Каймановых островов в российскую юрисдикцию, а также передача технологий российскому подрядчику. На большинство требований Schlumberger согласилась. Но сделка так и не была одобрена правительственной комиссией по иностранным инвестициям.
«На нынешнем этапе движения [по покупке EDC] скорей всего не будет. Это не значит, что кто-то отказался от сделки. Но тем не менее на правительственной комиссии по иностранным инвестициям не решен вопрос», — пояснил близкий к EDC источник. По его словам, «есть сомнения, что в нынешних геополитических условиях Schlumberger сможет выполнить условия ФАС».
Аналитик рейтингового агентства АКРА Василий Танурков считает, что причиной срыва сроков возможной сделки по покупке акций в EDC стало ужесточение санкционной политики со стороны США. «Американская юрисдикция покупателя делает проблематичной процесс передачи России технологий по бурению и сервису», — полагает эксперт. Танурков сомневается, что на актив найдутся другие претенденты: как российские, так и иностранные. «Европейским и американским покупателям контроль в EDC вряд ли продадут из-за санкций, которые вынуждены соблюдать такие компании: это может затруднить участие подрядчика, например, в бурении на шельфе. А китайские инвесторы вряд ли проявят интерес к компании, считает он, напоминая, что им интереснее вкладываться в добычные активы.
Параллельно с Schlumberger еще 16,1% EDC планировал приобрести Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) в консорциуме с инвестфондами из Китая и Ближнего Востока. РФПИ обсуждал с американской компанией Schlumberger «совместную сделку» по покупке доли в Eurasia Drilling. Об этом 24 мая 2018 года рассказывал руководитель РФПИ Кирилл Дмитриев. «Заинтересованы и Эмираты, и Саудовская Аравия в инвестиции в эту компанию. И мы обсуждаем со Schlumberger, как будет выглядеть совместная сделка», — отметил он. Консорциум инвесторов во главе с РФПИ по-прежнему сохраняет интерес к приобретению миноритарной доли в EDC, сказал РБК представитель РФПИ.