Российские регионы наводнили нелегальные заправки пропан-бутана (АГЗС). Не соблюдая технику безопасности, владельцы ставят ангары около магазинов, а работать приводят мигрантов, рассказал «Известиям» вице-президент Независимого топливного союза (НТС) Дмитрий Гусев. Организация провела рейд и обнаружила десятки нелегальных точек в Ленинградской, Пензенской, Саратовской и Самарской областях. Проблема приобрела федеральный масштаб, считают в НТС. По данным союза, граждане направили заявления в региональные прокуратуры с просьбой разобраться с проблемой.
Аварийная ситуация
С октября по ноябрь представители НТС провели рейды по регионам России, чтобы выявить незаконные заправки сжиженного углеводородного газа (СУГ). По итогам составлен список с десятками адресов и фотографий недобросовестных АГЗС из Ленинградской, Пензенской, Саратовской и Самарской областей. НТС планирует направить данные в компетентные органы, сказали в организации. В какие именно, там не уточнили.
Многие газовые заправки работают с серьезными нарушениями норм безопасности. Есть и те, кто занимается этим нелегально, сказали в НТС. По данным организации, в региональные прокуратуры также поступили обращения от граждан по поводу этой проблемы. На момент публикации на запрос в прокуратурах субъектов не ответили.
— Реализация опасного продукта (газа) в неподготовленных условиях — это прямая угроза взрыва. При условии, что незаконные газовые заправки, как правило, находятся в местах скопления людей или магазинов, последствия могут быть катастрофическими, — заявил вице-президент НТС Дмитрий Гусев.
Он отметил, что сегодня в России около 5 тыс. заправок СУГ, количество нелегальных среди них может исчисляться сотнями.
— Это объекты, сравнимые с заложенными взрывными устройствами. Профессионализм сотрудников, как правило, на таких объектах весьма низкий. Работают люди, которые плохо знают русский язык, не говоря уже о технике безопасности, — заключил Дмитрий Гусев.
В МЧС посоветовали обратиться в компетентные ведомства.
В Росстандарте напомнили, что из-за эпидемии коронавируса правительство установило мораторий на проведение плановых проверок.
— В 2020 году АЗС, реализующие сжиженные углеводородные газы, могли быть проверены только на основании обращений, содержащих сведения о фактах возникновения угрозы причинения вреда и причинения такого вреда — сообщили в ведомстве.
Жалоб на качество и несоответствие установленным нормам сжиженных углеводородных газов в этом году не поступало, отметили в Росстандарте.
В Ростехнадзоре подтвердили проблему распространения теневых заправок СУГ в России. В федеральной службе отметили, что мелкие предприниматели не регистрируют свой бизнес официально и избегают соблюдения установленных государством требований.
Так, 18 ноября Нижне-Волжское управление Ростехнадзора установило факт эксплуатации шести опасных автомобильных газозаправочных станций без соответствующей лицензии, отметили в федеральной службе. Там добавили, что из-за эксплуатации АГЗС без лицензии могла возникнуть чрезвычайная ситуация, которая повлекла бы в том числе гибель людей.
Около 450 нарушений в работе газозаправочных станций выявила прокуратура Волгоградской области в ходе масштабной внеплановой проверки после взрыва в августе на АГЗС в Тракторозаводском районе. Там при взрыве пострадали 13 человек. Общей статистики по количеству аварий на заправках СУГ сегодня нет, сказал сполнительный директор Российского газового общества Роман Самсонов.
Злоумышленники ставят цистерны около магазинов, используют наличный расчет и заправляют машины топливом неизвестного качества, уходя от контроля госорганов, сообщили в НТС. На таких объектах часто нет систем пожаротушения, добавили там.
Распространение теневых заправок связано с относительной простотой используемой техники, полагает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
— Создать заправочную станцию СУГ довольно легко. Можно построить небольшой сарайчик, там поставить баллоны и от них заправляться. Либо вообще пригнать специальную газовую автоцистерну и с нее заправлять другие автомобили, — отметил эксперт.
Технологическая простота и развитый рынок сбыта позволяют заниматься подобными операциями даже людям без особого опыта, добавил Игорь Юшков.
Тренд на увеличение
В России 53 млн автомобилей, свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат» на 1 июля 2020 года. Около 3 млн машин оборудованы под газовое топливо, следует из информации Всемирной организации сжиженного газа.
Пропан-бутан набирает популярность среди водителей с большим ежегодным автопробегом, которым особенно важна экономия средств, сказал автоэксперт Петр Баканов. Средняя цена литра 92-го бензина в Москве превышает 40 рублей, а литр пропан-бутана обойдется в 23–26 рублей. В итоге водители могут снижать расходы на топливо больше чем на 30–40%, подчеркнул Петр Баканов.
— На газ целесообразно переходить, если в год накатывается больше 30 тыс. км. Получается, что при цене в 43 рубля за литр 92-го бензина человек в год тратит около 130 тыс. рублей. Расход топлива на газу выше, но даже при цене в 26 рублей за 1 л возможна экономия около 40 тыс. ежегодно, — объяснил эксперт.
По его словам, переоборудовать машину под газ стоит около 40 тыс. рублей, поэтому для тех, кто не планирует менять автомобиль в ближайшие годы, переход на СУГ может быть особенно выгодным.
Число автомобилей с газобаллонным оборудованием продолжает расти, подтвердила старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. По ее данным, в 2019 году было продано на 24,5% больше таких машин, чем годом ранее, а в 2020 году этот рост может составить 27%.
Средний прирост количества машин с газобаллонным оборудованием может составлять 20–25% ежегодно в перспективе следующих пяти лет, а значит, следует ожидать и расширения инфраструктуры, считает Анна Бодрова. Поэтому важно на государственном уровне выработать подходы к решению проблемы нелегальных АГЗС, отметил Роман Самсонов.
— Теневые объекты в газовой отрасли недопустимы, необходимы меры по повышению контроля и безопасности на федеральном уровне, — сказал он.
Использование рядом игроков незаконных методов ведения бизнеса наводит тень на всю отрасль, но решать эту проблему следует не только «кнутом», считает президент НТС Павел Баженов. По его мнению, стимулировать легализацию заправок могло бы повышение уровня государственной поддержки.