Royal Dutch Shell объявила, что достигла соглашений о продаже четырёх наземных месторождений в Нигерии, сообщает НТ со ссылкой на Reuters.
В 2013 году Shell выставила на продажу свою 30-процентную долю в нефтяных блоках в дельте Нигера – лицензионных участках 18, 24, 25, 29 – и магистральном трубопроводе Nembe Creek Trunk Line.
- Мы подписали договоры купли-продаже на некоторые нефтяные лицензии, но на все, которые мы стремимся продать, - сказал пресс-секретарь Shell.
Продавая активы, Shell отказывается от наземной добычи в Нигерии, где воровство нефти достигло промышленных масштабов, и компании приходится решать проблемы безопасности и утечек нефти. Стоит отметить, что судебная ответственность за утечки становится всё более распространенной проблемой для крупных нефтяных компаний.
Политические соображения также принимаются в расчёт. Правительство Нигерии стремится передать наземную добычу в руки отечественных нефтяных компаний, оставив крупным иностранным игрокам более трудные и капиталоёмкие проекты на глубоководном шельфе.
Компаниям мешает также неопределённость, связанная с рядом конкретных положений нигерийского нефтяного законопроекта, призванного изменить облик отрасли. Законопроект застрял в парламенте на два года и маловероятно, что закон будет принят до выборов, назначенных на февраль 2015 года.
Банк Guaranty Trust Bank входит в число финансовых учреждений, финансирующих сделки с Shell. Генеральный директор этого банка Сегун Агбадже заявил на телеконференции с инвесторами, что две сделки будут закрыты в течение двух ближайших месяцев.
Другие компании, включая Total, Eni и Chevron, тоже ищут возможность избавиться от нигерийских активов. ConocoPhillips в июле подписала сделку стоимостью $1,5 млрд с нигерийской компанией Oando.
Подробности, касающиеся стоимости сделок Shell и сроков закрытия этих сделок, неизвестны. На закрытие сделки Oando с ConocoPhillips ушло более полутора лет.
Total и Eni тоже хотят заработать на продаже 10% и 5% в этих активах. Компания Shell Petroleum Development Corporation (SPDC) является СП, в котором Нигерийская национальная нефтяная корпорация (NNPC) контролирует 55%, а остальные 45% поделены между Shell, Total и Eni. При этом Shell является оператором проектов.
Газета Financial Times, ссылаясь на источники в банковских кругах, утверждает, что Shell близка к продаже активов нигерийским компаниям примерно за $5 млрд.
В марте Reuters сообщало, что нигерийские компании Taleveras и Aiteo предложили самую большую сумму - $2,85 млрд – за лицензионный участок 29, самое большое из четырёх месторождений. По словам двух источников на рынке, Aiteo выиграла аукцион, однако неизвестно, продолжают ли две компании действовать как партнёры. Источник в банковских кругах предположил, что Aiteo, возможно, действует без Taleveras.
Высокопоставленный представитель Taleveras отказался давать комментарии, пока Shell не объявит о сделке официально.
Топ-менеджер одной из нигерийских нефтяных компаний сказал, что консорциум во главе с Pan Ocean Oil Corporation предложил за участок 24 около $1 млрд. По его словам, предложение основывается на цене около $10 за баррель запасов, по аналогии со сделкой Oando. Он назвал цену высокой, "учитывая проблемы с трубопроводом".
Источник в банковских кругах утверждает, что компания Crestar уже окончательно договорилась о покупке участка 25. Кому достался участок 18, неизвестно, однако Financial Times сообщила, что новым владельцем Eroton, консорциум компаний Midwest Oil and Gas и Mart Resources.
По словам источников, среди претендентов на лицензионные участки был самый богатый человек в Африке, Алико Данготе, который имеет интересы в цементной и пищевой промышленности, однако ему не досталось ничего.
Многие на нигерийском рынке полагают, что Shell хочет продать также лицензионные участки 11 и 17 в провинции Огониленд, где Комиссия ООН по охране окружающей среды и правозащитные организации резко критикуют компанию за неадекватную ликвидацию последствий разливов нефти.